Евреи -белогвардейцы

 

Евреи -белогвардейцы




20.05.2012

 

Часто доводится слышать, что октябрьский переворот в России устроили евреи. А также, что именно еврейские комиссары воглаве с Львом (Лейбом) Троцким (Бронштейном) были основной движущей силой красных в годы Граждансокй войны. Звучит убедительно, если вспомнить имена многих большевистских лидеров. Действительно, лиц еврейской национальности там было немало.

Однако, значительно менее известен факт очень активного участия евреев в Белом Движении. 
Приводимые ниже факты показывают, что роль евреев-белогвардейцев была ничуть не меньше активности красных еврейских комиссаров.


Материал из Википедии — свободной энциклопедии - Борис Александрович Штейфон (1881, Харьков — 30 апреля 1945) — русский генерал. Биография Родился в семье ремесленника — крещёного еврея. Учился в харьковском реальном училище. Окончил Чугуевское военное училище в 1902 году. Из училища выпущен подпоручиком в 124-й пехотный Воронежский полк. Участник русско-японской войны. Контужен. Поручик (01.09.1905). Штабс-Капитан (01.09.1909). В 1911 году окончил Императорскую Николаевскую военную академию по 1-му разряду. Капитан (07.05.1911). Старший адъютант штаба войск Семиреченской области (26.11.1913-04.01.1914). С 04.01.1914 обер-офицер для поручений при штабе 2-го Туркестанского армейского корпуса. Участник Первой мировой войны. Участник похода на Эрзерум; награжден Георгиевским оружием за разведоперации под Эрзерумом. После Октябрьского переворота вернулся в Харьков. Здесь, еще при советской власти, а затем во время германской оккупации возглавлял подпольную группу офицеров, занимавшуюся переброской офицеров в Добровольческую армию и добыванием для нее вооружения и боеприпасов. В белой армии начальник штаба 3-й пехотной дивизии; командир Белозерского и Архангелогородского полков; начальник штаба Полтавского отряда генерала Бредова Н. Э. Участник Бредовского похода и прорыва в Польшу в составе Русской Добровольческой армии генерала Бредова. Интернирован в Польше. Вернулся из Польши в Крым в армию генерала Врангеля. Произведён Врангелем в генерал-майоры. После эвакуации армии Врангеля из Крыма назначен генералом Кутеповым комендантом лагеря в Галлиполи. Из Галлиполи прибыл в Болгарию. В 1922 году был выслан правительством Стамбулийского в Королевство СХС (С 1929 года — Югославия). Жил в Югославии. В конце 1920-х — начале 1930-х опубликовал ряд работ по истории военного искусства и занимался преподавательской деятельностью. В 1941 после оккупации Югославии немцами был приглашен генералом Скородумовым занять пост начальника штаба Русского охранного корпуса. После конфликта Скородумова с германским командованием и его ареста принял командование корпусом. Под его командованием корпус боролся с югославскими партизанами Тито, а затем и с регулярными частями Красной армии. Скончался в результате сердечного приступа 30 апреля 1945 года. Похоронен в Любляне на немецком военном кладбище.

Вообще, в начале 20-го века, до 1-ой Мировой войны в русской армии было шесть генералов, имеющих еврейские корни. Их судьбы хорошо известны. Почти все из них приняли участие в Гражданской войне на стороне Белой гвардии.

Александр Хануков, родившийся в 1867 году, окончивший Михайловское артиллерийское училище и Николаевскую академию Генерального штаба. В 1914 году он становится генерал-майором, начальником штаба армейского корпуса. В 1918 году он был расстрелян за отказ служить в Красной армии.

Генералы Белой Армии, евреи по национальности, Юзефович и Гейман одержали ряд блестящих побед над бандами красных.

Была даже организация под названием "Еврейский Союз Георгиевских кавалеров", в котором в начале 1918 года состояло почти 2.500 человек. Характерно, что этот Союз выступил в марте 1918 года против ленинского Брестского мира, призывая к войне до победного конца.

Много еврейских фамилий (Шапиро, Гольдман, Кан и др.) встречается среди юнкеров, охранявших Зимний Дворец.

У славного белого атамана, генерала Семенова была еврейская сотня, в которой воевали солдаты и офицеры иудейского вероисповедания.

Крупнейший деятель Белого Движения, продолжавший борьбу против советской власти и после завершения завершения Гражданской войны, видный член Кадетской партии и создатель самого полного Архива Русской революции Иосиф Гессен также был еврейского происхождения.

Перечисленные примеры составляют лишь незначительную часть огромного количества евреев, сражавшихся в различных частях и на разных фронтах Белой Армии, а также тех, кто обеспечивал Белому Движению финансовую, политическую и другую поддержку в борьбе против красных.

 



От «еврейских кадетов» к местечковым Лентрозинам 

Белогвардейскому еврейству посвящена и книга О.В. Будницкого "Российские евреи между красными и белыми (1917-1920)", плодовитого ученого и крупнейшего специалиста по российскому еврейству рубежа XIX–XX вв., относится к числу редких книг такого формата, где страница зачастую делится почти пополам (текст / сноски), и которые при этом увлекательно и даже легко читаются. Здесь это объясняется – помимо, конечно же, четкой выстроенности повествования и хорошего языка, помимо обилия колоритных цитат – тематикой: близкой и относительно злободневной.

Евреи-деникинцы, евреи-корниловцы, евреи-врангелевцы - их истории и биографии в основном трагические, представлены в новой книге. "антибольшевистская позиция многих российских евреев - не привела к снижению антисемитизма в России, особенно среди казачества, а также русского офицерства" Но участие евреев в Белом движении, проблематичное и незаслуженно замалчиваемое - все таки - было. Несмотря на то, что белые не хотели принимать услуги от евреев, Добровольческая армия не была против пожертвований. Например, на Украине после погромов, киевское еврейство издало декларацию, в которой просило поддержать Добровольческую армию. И давало под эту декларацию немалые по тем временам суммы. Как пишут историки и как рассказывает новая книга, самый лояльный по отношению к евреям генерал Деникин, все-таки, не смог согласиться с участием евреев в Белом движении.

Про евреев в связи с российскими революциями и Гражданской войной традиционно известно примерно следующее. Евреи если не сделали революцию, то сыграли очень заметную роль в ее подготовке и проведении, а затем и в утверждении нового режима (большевистской диктатуры). В ответ на это белогвардейская пропаганда развила антисемитскую кампанию (с использованием таких замечательно суггестивных плакатов, как «Мир и свобода в Совдепии»: Московский Кремль, на всех соборах вместо крестов – красные флаги, земля завалена черепами, а на кремлевской стене восседает хозяин положения – кроваво-красный инфернальный Троцкий со «звездой Давида» на груди и гипертрофированно «еврейскими» чертами – крючковатым носом, отвислой нижней губой, свиными ушами и пейсиками). И параллельно этой кампании белое (и не только белое) казачество устроило жуткие погромы на Украине, которые заслуженно были названы геноцидом украинского еврейства и прелюдией к Холокосту. Будницкий вполне резонно замечает, что, учитывая масштаб событий – российская революция и прото-Холокост, – эта тема изучена недостаточно хорошо. Стремясь восполнить пробелы и заменить обывательские поверхностные оценки аргументированными суждениями, в своей объемной монографии он создает гораздо более дифференцированную и многомерную картину событий.

Да, евреи, безусловно, играли очень заметную роль в российском революционном движении еще в XIX веке, регулярно фигурируя в университетских беспорядках, покушениях, судебных процессах и составляя чуть ли не половину численности революционных партий. Это отметил сначала известный историк, консерватор и юдофоб Дм. Иловайский (дед М.Цветаевой), затем объективный в этом отношении либерал С. Ю. Витте, а затем это стало настолько очевидным, что служило даже материалом для острот («Расстреляно 11 анархистов, из них 15 евреев»). Чрезмерную увлеченность евреев российской политикой и будущим русского народа отмечали – с удивлением или раздражением многие чиновники и публицисты (например, Ф.Степун: «…я никак не мог увидеть живого смысла в том, что внук виленского раввина и сын ковенского маклера, никогда не видавшие русской земли и русского мужика, ежеминутно ссылаясь на Карла Маркса, горячо спорят друг с другом о том, в каких формах рязанскому, сибирскому и полтавскому крестьянству надо владеть своею землей»). Но при всем этом, взращенная такими евреями революция 1905 года обернулась для южнорусского еврейства страшными погромами. А уже после 1917 года мыслители совершенно разных толков стали осуждать тенденцию приписывать евреям решающую роль в революции, называя этот тезис «глупой сказкой или новым кровавым наветом» (Л. Карсавин) или «неизлечимым идиотизмом» (М. Горький).

Традиционное мнение, прочно ассоциирующее евреев с красными, а белых – с антисемитизмом и погромами, оказывается не совсем верным. Евреи поначалу активно финансировали белое движение и вступали в белогвардейскую армию. Как минимум, по этим двум причинам белогвардейцы изначально не проповедовали антисемитизм, который вовсе не являлся основой их идеологии. Как показывает опыт врангелевского Крыма, белые власти, если хотели, успешно пресекали антисемитскую пропаганду и боролись с погромами. Но со временем, не сумев выработать других популистских лозунгов, большинство лидеров белого движения стали закрывать глаза на антиеврейские эксцессы, и благодаря их попустительству, если не поддержке, в 1919-20 гг. на Украине было убито до 200 тысяч евреев. Ответственность за погромы несут не одни только казаки. Довольно двусмысленную позицию заняла православная церковь; даже о. Сергий Булгаков, один из лучших мыслителей эпохи, был причастен к написанию погромных прокламаций. Не остался в стороне и цвет российского либерализма, конституционно-демократическая партия: в своей Харьковской резолюции кадеты возложили на евреев ответственность за происходящее в России, тем самым легитимируя погромы. Кадеты-эмигранты пытались оправдать в глазах Запада белое движение, спихнув вину за погромы на «темный народ», но эта апологетическая стратегия не увенчалась успехом, равно как и попытки сохранить альянс с Западом вообще. Как метко выражается Будницкий, «союзники поняли, что сделали ставку не на ту лошадь: она не только не смогла добежать до финиша, но еще и извалялась по дороге в крови и грязи».

Красные также были не чужды погромам; их ключевое отличие от белых, однако, состояло в том, что большевистские власти эту практику не только не поддерживали, но и беспощадно пресекали, проводя массовые расстрелы погромщиков. В результате, российские евреи, поначалу вступавшие добровольцами в белую армию, перешли на сторону советской власти, единственной, гарантировавшей им жизнь, хоть и по-мефистофельски отнявшей взамен «душу» – религиозную и национальную идентичность.

Вот такую, весьма убедительную, картину создает – на базе многих десятков опубликованных и архивных источников – О. В. Будницкий. На мой взгляд, здесь следует обсудить две крупных проблемы. Во-первых, недостаточно прояснено ключевое для всей этой проблематики различие позиций белого и красного руководства. Почему белые генералы не мешали погромам, а большевики нещадно боролись с ними, не останавливаясь перед расстрелами и расформированием целых отрядов? Только потому, что среди красных вождей было немало евреев? Но евреи были и среди кадетов. Только потому, что белогвардейцы не придумали лучших популистских лозунгов, способных зажечь народ, а у Советов их было хоть отбавляй? Но зачем же себя ограничивать – что мешало к «земля – крестьянам, фабрики – рабочим!» прибавить также «бей жидов, спасай Россию!»?

Вторая проблема скорее даже идеологического характера. В самом начале книги Будницкий декларирует очень важный тезис: «надо перестать рассматривать евреев только в качестве жертв; деятели еврейского происхождения были активными участниками политических процессов». В Заключении автор возвращается к этой идее: «революция дала [евреям] возможность не только «претерпевать», но и творить ее». Этот тезис – не только научный, но и эмоциональный, и идеологический – созвучен мнению многих современных еврейских авторов. Долгое время в изучении еврейской истории доминировала так называемая «жалобная школа», представляющая диаспорную историю прежде всего как историю дискриминации и насилия. Если ученые XIX века ассоциировали гонения преимущественно со Средневековьем и ожидали, что Просвещение, эмансипация, либерализм ведут к полному прекращению дискриминации и антисемитизма, то Холокост развенчал этот прогрессистский подход. Однако со временем и, вероятно, в связи с развитием нового политического самосознания в молодом государстве Израиль, все больше историков стали стремиться изображать евреев-героев, евреев-деятелей, а не пассивных жертв. Будницкий делает аналогичную декларацию, которая, однако, остается в основном только декларацией. Безусловно, были те единицы (пусть не единицы – сотни), которым оказалась по плечу «кожаная куртка» чекиста, которые сами делали революцию. Но говоря о таком чекисте, мы говорим не о евреях en masse, а об отдельном еврее, от своего еврейства фактически отказавшемся. И книга не о единицах, а о евреях en masse, которые все равно оказываются жертвами, «претерпевавшими» революцию, попавшими в жернова чужой истории, и в книге выступают не как субъекты, а как объекты – для чужих обвинений и защиты, прокламаций и плакатов, резолюций и штыков. 

А. И. Деникин. Путь русского офицера. М., 2002, с. 525.
"...нужно отметить геройскую деятельность офицеров-евреев, самоотверженно боровшихся с осквернителями России. Деятельность евреев-белогвардейцев, офицеров и солдат, отмечена во всех Белых армиях, включая казачьи и чехословацкие части. Последними даже в городе Самара 9 июня был издан "Приказ N 6", воспрещавший "возбуждение национальной вражды и призывы к погромам" и угрожавший погромщикам "расстрелом на месте".

К этому же приказу имеет отношение и КОМУЧ (Комитет Учредительного собрания - меньшевистско-эсеровская организация, выступившая против большевиков с оружием в руках и создавшая свою армию). Следует подчеркнуть, что среди руководства этой организации, а также среди самой Народной армии КОМУЧа было немало евреев, и только этот фактор может послужить темой отдельной работы. И это, несмотря на частые проявления антипатии к евреям. Доходило до того, что евреи скрывали свою национальность. У атамана Семенова на Дальнем Востоке сражалась отдельная еврейская сотня. Она так и называлась "Иудейская сотня". И после поражения Семенова и отступления его отрядов в Китай, евреи продолжали принимать участие в антикоммунистической деятельности с территории этого азиатского государства." . http://cherksoft.narod.ru/mtc80.htm

Пишу эти строки, только лишь для соблюдения исторической правды. Зная сегодня весь исторический путь, который проделает Россия с 1917 года по 1991, живи я в те времена, я бы не колеблясь ни минуты вступил бы в Красную Армию и воевал бы против Белых, против черносотенцов и погромщиков. Любопытна также сравнительная статистика еврейских погромов времен Гражданской войны, учиненных "героями-белогвардейцами." Откроем книгу Геннадия Костырченко. "Тайная политика Сталина." Власть и антисемитизм. - М., Международные отношения, 2001.

В книге приводятся интересные данные: "за годы Гражданской войны" было 1236 еврейских погромов. Относительно количества их жертв Костырченко утверждает, что "точных подсчетов не велось", и приводит цифры из БСЭ: "в годы Первой мировой и Гражданской войн 150-200 тыс. евреев были убиты или ранены в результате погромов и боевых действий". В то же время тот же источник, который приводит цифру в 1236 погромов, дает и соответствующую им цифру - 31071 убитых во время погромов евреев: армия Петлюры совершила 493 погрома, в которых было 16706 убитых; маргинальные крестьянские армии-банды - 359 погромов с 8086 убитыми; армия Деникина - 213 погромов с 5235 убитыми; Красная Армия - 106 погромов с 725 убитыми; польская армия - 32 погрома с 134 убитыми; остальные - 33 погрома с 185 убитыми. 17% погромов совершено белыми и 8,5% - красными; в результате погромов белые убили 17% евреев, а красные - лишь 2%. То есть белых погромов было не только вдвое больше, но они были еще и вчетверо кровавее (красные погромы в отличие от белых всегда быстро пресекались командованием).

 

http://newzz.in.ua/main/1148880040-evrei-belogvardeycy.html



Обновлен 05 июл 2012. Создан 20 мая 2012



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Shalom - Free Jewish Dating
html clock бесплатные часы для сайта
Flag Counter  Заметки по eврейской истории Еврейские Знакомства :: JewishClub.com Покупки в Германии: авиабилеты, звонки, посылки, автомобили счетчик посещений LINK_ALT Объявления и сайты русской Германии Еврейский мир "ROT SCHILD" Вас приветствует! www.lirmann.io.ua