Как Болгария своих евреев спасла

 

Как Болгария своих евреев спасла





    02.07.2012

Не так уж много было светлых пятен на карте Европы времен Холокоста. Одно из таковых — Болгария, не отдавшая на растерзание нацистам ни одного своего гражданина «из числа лиц еврейской национальности».

Чем дальше отходят в прошлое ужасы Второй мировой войны, тем пристальнее внимание к обстоятельствам спасения тех небольших групп евреев Европы, которым удалось избежать участи миллионов, ставших жертвами германских нацистов и их пособников. Болгария была, пожалуй, единственной страной, где потерпели крах попытки гитлеровцев депортировать местных евреев. Более того, здесь имел место поразительный факт - к концу войны в Болгарии проживало даже больше евреев, чем в начале войны. Это было результатом, прежде всего, принципиальной и мужественной борьбы народа и многих общественных деятелей страны по защите еврейской общины. По сей день идут горячие споры о том, кто же внес в это благородное дело наибольшую лепту. Однако суть не меняется - были спасены все евреи, жившие в стране, которым реально угрожала гибель в нацистских лагерях уничтожения.

В последние годы появились новые документы, воспоминания, научные труды. Они позволяют составить цельную картину спасения от гибели болгарских евреев.

До Второй мировой войны еврейская община Болгарии насчитывала около 50 тысяч человек. Это менее одного процента населения страны. Здесь антисемитизм не получил широкого распространения и был чужд абсолютному большинству болгар. Возможно тут сыграло роль то обстоятельство, что в стране не было евреев - крупных богачей, жили они скромно. В своем большинстве это были ремесленники, мелкие торговцы. Были среди евреев, естественно, врачи, учителя, инженеры, адвокаты и др.

Во второй половине 30-х годов в стране появились фашистские организации "Ратник", "Бранник" и другие, которые по примеру германских нацистов пытались развернуть антисемитскую кампанию, но поддержки в народе они не добились.

Царь Борис Третий в связи с событиями предвоенного периода и начавшейся Второй мировой войной пытался сохранить нейтралитет, критически относился к Гитлеру. Однако на такой позиции не сумел долго оставаться и под нажимом правых качнулся в сторону Третьего рейха. В конце 1939 года царь образовал правительство во главе с ученым-археологом и ярым антисемитом, поклонником фюрера Богданом Филовым.

Царь не был антисемитом. Но он поддавался давлению тех сил, которые симпатизировали нацистам. Поклонники Гитлера убедили царя, что только с помощью Германии Болгария возвратит свои исторические земли Фракию и Македонию, входившие тогда в состав Греции и Югославии - союзников Англии и Франции.

Курс на союз с Третьим рейхом и наступление на еврейскую общину шли параллельно. В январе 1941 года был принят Закон о защите нации. 1 марта того же года Болгария присоединилась к пакту Германии, Италии и Японии. Документ об этом подписали Филов и Риббентроп. Антисемитский закон должен был продемонстрировать фюреру верность царя Бориса и премьера Филова союзу с нацистской Германией. Евреи лишались политических прав, не могли занимать должности в госучреждениях. Были запрещены браки евреев с болгарами. Вводился грабительский налог на имущество евреев. В августе 1939 года был создан комиссариат по еврейским делам во главе с ярым юдофобом, активистом нацистской организации "Ратник" Александром Белевым. Перед тем как вступить в должность, он прошел стажировку в Германии в учреждениях СС. Он изучал опыт борьбы с евреями германских нацистов, получил инструктаж у Эйхмана.

Три высших чиновника - премьер-министр Богдан Филов, министр внутренних дел Петр Габровский и комиссар по еврейским делам Александр Белев стали главными инициаторами "окончательного решения еврейского вопроса" в Болгарии по примеру германских нацистов. Одним из первых шагов в этом направлении была организация учета - все еврейские семьи были переписаны, евреев обязали носить на одежде желтые звезды. Принятие Закона о защите нации и другие антисемитские меры правительства Филова вызвали массовые протесты в болгарском обществе. Против выступили многие общественные деятели, Священный Синод Болгарской православной церкви, представители творческих союзов, союз адвокатов, профсоюзы, среди которых особенно активен был профсоюз работников табачной и кондитерской промышленности.

Страны Запада ничего не предпринимали с целью спасения евреев от уничтожения. В конце 1940 года 362 болгарских еврея покинули страну в надежде спастись на исторической родине в Эрец-Исраэль. Британские власти в Палестине отказались принять болгарских беженцев. В Стамбуле корабль простоял 7 дней, он не смог даже войти в порт. Выйдя в открытое море, судно потерпело крушение и большинство пассажиров погибло.

* * *

20 января 1942 года в пригороде Берлина - Ванзее под председательством Р.Гейдриха состоялось совещание представителей правительства, НСДАП, спецслужб, высших офицеров СС, на котором обсуждались меры по выполнению указаний Гитлера "об окончательном решении еврейского вопроса". В истории не было случая, чтобы даже в стране со значительным распространением антисемитских предрассудков, само государство официально целью своей внешней и внутренней политики поставило физическое истребление всех евреев. Вначале своих граждан, а потом и рассеянных по всему миру. Таким государством был только Третий рейх. На совещании людоедов в Ванзее было запланировано уничтожить все еврейское население Европы (в том числе в странах, еще Германией не оккупированных) 11 МИЛЛИОНОВ ЧЕЛОВЕК. И уже не от нацистов зависело, что приказ Гитлера не был исполнен до конца, что были расстреляны, удушены газами, забиты до смерти "только" 6 МИЛЛИОНОВ ЕВРЕЕВ.

На приложенной к протоколу совещания в Ванзее статистической карте указывается и точное число евреев, подлежащих депортации в лагеря смерти из каждой страны. Из Болгарии предусматривалось изгнать 48 тысяч человек. Фюрер считал, что премьер Филов и его правительство находятся под полным влиянием Берлина и это обеспечит решение еврейского вопроса в Болгарии. К тому же Народное собрание Болгарии приняло Закон о защите нации, во многом похожий на антисемитское законодательство Третьего рейха.

В феврале 1943 года в Софию прибыла целая делегация из РСХА (Главное управление имперской безопасности) во главе с Теодором Даннекером. Эсесовцы вместе с руководителями Болгарии должны были разработать конкретные меры по депортации евреев Болгарии в лагеря смерти, как это намечено было на совещании нацистов в Ванзее.

Посол Германии в Софии Адольф Беккерле предупредил, что большинство болгар решительно осуждают предпринимаемые меры против евреев. Посол сообщал в Берлин:

"Болгары не видят в евреях таких пороков, которые бы оправдывали принятие особых мер против них, эти наивные славяне полностью лишены понимания немецкой идеологии" (См. Лев Поляков, "История антисемитизма", Москва-Иерусалим, "Гешарим", 1998-5758).

Даннекер был заместителем Эйхмана, он решил добиться ликвидации еврейской общины поэтапно. В ходе секретных переговоров болгарские представители согласились с требованием нацистов депортировать македонских и фракийских евреев, которые не имели болгарского гражданства, в лагеря смерти в Польшу. В подписанном 22 февраля 1943 года Даннекером и Белевым соглашении говорилось о депортации первой партии евреев в количестве 20 тысяч человек. Таким образом, речь уже шла не только о евреях греческой Фракии и югославской Македонии, но и о евреях болгарских. Несмотря на это, правительство Филова соглашение одобрило. У премьера и членов этого правительства коллаборантов и юдофобов при этом не возникло вопросов.

20-21 марта 1943 года из Западной Фракии, 22-29 марта из Македонии эшелоны с обреченными отправились "в восточные германские провинции". В лагере уничтожения Треблинка погибло 4236 фракийских и 7163 македонских евреев.

По соглашению, подписанному Даннекером и Белевым, предусматривалась депортация 20 тысяч евреев, и Берлин настаивал на отправке еще 8,5 тысяч евреев - теперь уже болгарских граждан. Известие о намерении послать на гибель соотечественников вызвало широкое движение протеста в стране. 24 мая в день национального праздника - Дня Кирилла и Мефодия - тысячи людей вышли на улицы Софии, заявив, что не потерпят убийства своих сограждан. В манифестации приняли участие и евреи во главе с главным раввином Софии Ганелом. В те дни народ Болгарии проявил свои высокие нравственные качества. Осудило действия властей руководство Святого Синода православной церкви Болгарии. Митрополит Софийский Стефан в своей проповеди заявил, что судьба евреев предопределена Богом и что люди не имеют права их преследовать. Он же заявил на заседании Синода:

"Мы должны помочь евреям, которых преследуют, это наш прямой долг. Пусть правительство вслушается в голос церкви - она никогда не давала плохих советов".

Митрополит Пловдивский и Виденский Кирилл обратился к царю Борису Третьему с просьбой вмешаться и защитить еврейское население страны. В защиту евреев выступил ряд политических партий, общественные деятели и деятели культуры. Важную роль в провале планов нацистов сыграла коллективная петиция 43 депутатов Народного собрания. Она была принята по инициативе вице-спикера парламента Димитра Пешева и направлена царю и правительству. О роли Пещева в спасении евреев мы еще скажем дальше. Роль эта была исключительно велика.

2 марта 1943 года правительство Филова утвердило тайное соглашение с Германией о депортации евреев. 7 марта это стало известно Пешеву. Он посетил министра внутренних дел Петра Гамбровского и потребовал отменить депортацию. Он заявил министру:

"Этой акцией вы опозорите не только себя, но и весь народ Болгарии".

Гамбровский ответил отказом. Тогда, по инициативе Пешева, была развернута кампания по защите евреев и первым шагом в ней стал сбор подписей под петицией депутатов парламента. В петиции, направленной по инициативе Пешева царю, говорилось:

"Депортация нанесет на Болгарию позорное клеймо, которое не только будет угнетать ее, но и политически обессилит все аргументы, которыми придется пользоваться в рамках будущих международных отношений".

Премьер-министр Филов назвал петицию большой демонстрацией, которая не останется без последствий для Пешева и его сторонников. Димитр несколько раз встречался с царем и убеждал его вмешаться и не допустить депортации. (См. Л.Дубова, Г.Чернявский, "Опыт беды и выживания. Судьба евреев Болгарии в годы Второй мировой войны", София, Академиздательство, 2007).

Царь Борис Третий пригласил германского посла А.Беккерле и заявил:

"Евреи моей страны - ее подданные, и всякое посягательств на их свободу мы воспринимаем как оскорбление болгарам" (См. Д.Мельцер, "Болгарский народ - народ праведник", журнал "Вестник", 1998, номер 8. Журнал издается в США).

Премьер-министр Филов записал в своем дневнике:

"Его Величество полностью отменил меры, принятые против евреев".

На позицию царя, безусловно, повлияли и поражения вермахта на полях сражений. Царь Борис и раньше не был сторонником антиеврейских мер, однако уступал под нажимом Берлина и влиятельных прогерманских сил в стране. Теперь он занял более твердую позицию. Гитлер неоднократно требовал от царя отправки болгарских солдат на советско-германский фронт. Однако он под разными предлогами отклонял эти требования.

Гиммлер в мае 1943 года передал требование фюрера "об изъятии евреев из Болгарии". Единственное, что предприняли тогда власти - это выслали евреев из Софии в лагеря принудительного труда в провинции.

28 августа 1943 года царь Борис Третий возвратился из Берлина после бурных объяснений с фюрером и в тот же день неожиданно скончался. Страной стал править регентский совет. Коренной перелом в ходе войны после Курской битвы, капитуляция Италии и уже все признаки близкого поражения Германии заставили регентский совет и новое правительство Болгарии во главе с Добри Божгловым искать контакты с Англией и США. Из правительства были удалены юдофобы и ярые приверженцы нацистов - министр внутренних дел Петр Габровский и комиссар по еврейским делам Александр Белев. Осенью 1943 года правительство приостановило высылку евреев из Софии, а в декабре разрешило им вернуться в столицу. Таким образом, планы нацистов депортировать евреев Болгарии были окончательно сорваны. (См. Г.Чернявский, "Как евреи Болгарии были спасены от геноцида", Журнал "Вестник", номер 26, 2001).

В августе 1944 г. новое правительство Болгарии начало переговоры с представителями союзных держав о выходе из войны. Одновременно был сделан и важный шаг в еврейском вопросе. 28 августа 1944 года были отменены все принятые раннее антисемитские законы и постановления.

Бесспорна большая роль в спасении евреев таких личностей как Димитр Пешев, митрополиты Стефан и Кирилл, ну и, конечно, важное значение имела позиция царя Бориса Третьего. Оно, однако, стало возможным благодаря также солидарности обыкновенных болгар, их традиционной толерантности к соседям из других этносов и других вероисповеданий. Еще раз процитируем германского посла в Софии Беккерле. Он писал в своем отчете в Берлин:

"Выросший вместе с греками, турками и цыганами, обыкновенный болгарин не понимает смысла борьбы против евреев. Тем более что и расовая проблема ему по природе непонятна".

* * *

Димитр Пешев заслуживает того, чтобы о нем сказать немного подробнее. Он родился в1894 году в городке Кюстендиле. Получил хорошее образование. Окончил юридический факультет университета в Софии. Стал известен как талантливый адвокат, вел сложные дела. Затем приобщился к политике. В 1935-1936 гг. занимал пост министра юстиции. Был избран депутатом парламента (Народного собрания), вице-спикером. В связи с развернутой им кампанией по защите евреев был смещен с поста заместителя председателя Народного собрания.

Когда Болгария оказалась под властью прокоммунистического режима, Димитр Пешев был арестован как приверженец монархии и осужден на 15 лет тюрьмы. Правда, через 13 месяцев отпущен на свободу. Единственным источником существования его в последние годы жизни была небольшая пенсия, которую выплачивало ему государство Израиль. Умер Димитр Пешев в 1973 году.

Почетный гражданин Израиля Пешев признан Праведником народов мира. В здании Совета Европы в Страсбурге установлен бюст Димитра. Международный фонд Рауля Валленберга выпустил медаль с его портретом. В Кюнстендиле, где родился Димитр, создан музей Пешева.

Итальянский историк Габриела Ниссим опубликовала книгу о Пешеве "Человек, остановивший Гитлера". Она издана в Берлине в 2000 году. По словам Ниссим, ни один человек ни в одной стране мира, где действовали пронацистские правительства, не использовал свое политическое влияние, как Пешев, для того, чтобы повлиять на сторонников "окончательного решения", пробудить остатки совести у прислужников германских нацистов и спасти от смерти тысячи людей.

* * *

Мы уже отмечали выше, что спасению болгарских евреев посвящены многие научные исследования, книги и даже фильмы.

Розалия Паси родилась в Болгарии, после Второй мировой войны репатриировалась в Израиль. Она написала несколько книг, которые представляют собой важный документ о трагических событиях ХХ века, о преступлениях нацистов и благородстве людей, спасавших евреев от неминуемой гибели. Постоянным мотивом, проходящим через все книги Розалии, стали любовь к Болгарии, благодарность ее народу. Ее первая книга так и была озаглавлена "Вспоминать с любовью". В интервью Радио Болгарии Розалия Паси сказала:

"Я хотела своей книгой поблагодарить болгарский народ за наше спасение, да и показать у нас в Израиле, что было такое европейское государство, которое спасло своих евреев".

Режиссер Джеки Конфорти родился в Израиле в семье репатриантов из Болгарии. Он создал великолепный документальный фильм "Оптимисты", завоевавший призы на ряде международных конкурсов. В фильме, на примере судьбы музыканта Нико Нисимова, показана вся история спасения еврее Болгарии, раскрыта тесная связь этой страны с народом Израиля.

* * *

Вместе с тем нельзя не сказать и о том, что позиция Болгарии по еврейскому вопросу была не безупречна. Власти этой страны участвовали в депортации 11400 евреев из Македонии и Фракии, главным образом в Треблинку. Выжили немногие из них. Таким образом, уцелевшие остатки еврейских общин Македонии и Фракии имеют несколько иной взгляд на болгарскую историю, чем болгарские евреи. Когда обсуждался вопрос о признании царя Бориса Третьего Праведником Мира, евреи Македонии и Фракии решительно выступили против, и их голос был услышан. Хотя заслуги царя в спасении евреев Болгарии велики.

После Второй мировой войны большинство болгарских евреев покинули страну, где им пришлось пережить тяжелое время. В 1948-1951 гг. 37260 евреев переехали в Израиль. В последующие годы репатриировалось еще 2508 человек.

В Болгарии теперь небольшая еврейская община, которая насчитывает примерно 2 тысячи человек. Она пользуется поддержкой государства, бережет традиции и свято чтит память Праведников, которые спасали евреев от нацистских людоедов.

Иосиф ТЕЛЬМАН

 

 

 

 Еженедельник "Секрет"



Создан 02 июл 2012



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Shalom - Free Jewish Dating
html clock бесплатные часы для сайта
Flag Counter  Заметки по eврейской истории Еврейские Знакомства :: JewishClub.com Покупки в Германии: авиабилеты, звонки, посылки, автомобили счетчик посещений LINK_ALT Объявления и сайты русской Германии Еврейский мир "ROT SCHILD" Вас приветствует! www.lirmann.io.ua