Их спасали албанцы

 

Их спасали албанцы

Мир без антисемитов



 

04.11.2012
Алан Слепой, Бельмонт, Калифорния

 


Мне невероятно приятно «открывать» для себя «Шиндлеров» - героев, рисковавших жизнью ради спасения евреев, обречённых на уничтожение в мрачные годы Второй мировой войны. Каждая «находка» - большая для меня радость. 

Мы особенно рады, когда речь идёт об «отдельно взятом» героическом народе. Все знают о подвиге датских христиан, укрывших от гитлеровцев «своих» евреев. Мы от всего сердца благодарим сербов и болгар, написавших славные страницы человеческой порядочности. Я с жадностью набрасываюсь на каждый фактик, который когда-то, в недалёком будущем, поможет мне описать глубочайшую порядочность, героизм финских Шиндлеров в лице правительства и народа этой страны. 

А сегодня хочу рассказать о малоизвестных фактах спасения евреев - граждан маленькой Албании и беженцев-евреев из других стран, укрывшихся под тёплым крылом гостеприимных мусульман и христиан этого горного края. Мне это особенно приятно сделать ещё и потому, что понятие «албанцы» ассоциируется в нашем сознании с недавными боями в Косово, где, по сути дела, из-за недальновидной политики правительства Клинтона наши друзья-албанцы сражались против наших друзей-сербов. Сегодня, к счастью, в Косово мирно и тихо под неусыпным оком подразделений НАТО. 

Интересно, что до ввода на спорную территорию воинов генерала Кларка все территориальные и другие проблемы решала крошечная еврейская община Косово, которая делала это с согласия обеих сторон. Сегодня в Косово нет ни одного еврея. С началом активных военных действий израильский самолёт забрал несколько последних семей... 

В течение своей долгой истории Албания всегда была неизменно гостеприимна ко всем, кто, по воле судьбы, оказывался на её территории. Действительно, черта характера горцев... Здесь находили кров и надежду на спасение еврейские беженцы из нескольких европейских стран, охваченных войнами, происходившими, конечно, «по еврейской вине». 

Во время Второй мировой фашистское правительство Албании по требованию оккупировавших страну итальянских фашистов установило неусыпное наблюдение за еврейским населением, включающим местных жителей и беженцев из других стран, надеявшихся найти здесь защиту. И евреи её нашли. Когда над головами евреев в городках Буреши и Виора начали сгущаться тучи, жители окружающих деревень «разобрали» их по домам, предложили еду, кров и мусульманские имена. Это была собственная инициатива албанского населения. С ростом опасности продолжения невероятно опасной гуманитарной миссии возникла необходимость создания организации, координирующей действия спасителей. Тогда в стране был создан подпольный Комитет национального освобождения с группами в городах и деревнях. Под руководством подпольщиков был воплощён план перемещения еврейских семей из дома в дом. Благодаря такой ротации оккупанты сталкивались с большими трудностями в своих поисках. Бывали случаи, когда «свои» полицейские заставали еврейскую семью, стоящую на коленях за предобеденной исламской молитвой. «Здесь только правоверные...», - позже докладывали полицаи своему начальству. Но и высшие чины полиции нередко участвовали в спасении евреев. Многим нашим соплеменникам были выданы фальшивые документы с мусульманскими именами Ахмед или Фатима. 

Общеизвестно, что Албания - страна горная, со многими пещерами и лесами, что делает её очень подходящей для партизанской войны. Албанцы этим и воспользовались. Партизанское движение там возглавили, как всегда, коммунисты (лидером был Мехмет Шеху). Но, вероятно, их идеология резко отличалась от той, что пыталась диктовать Москва. Забегая вперёд, напомню, что в 1960 году руководители Албанской компартии порвали со всем «коммунистическим и рабочим движением», а в 1968-м отказались идти на поводу у другого хозяина - маоцзэдуновского Китая и, таким образом, оказались в полной «коммунистической» изоляции. 

К концу 1942 года подпольное в городах и партизанское в горах движение охватило всю страну. Это была сила, которая успешно противостояла итальянским и германским оккупантам и в равной степени - местным фашистам. 

Албанские партизаны охотно принимали в свои ряды евреев - как албанских, так и беженцев из других стран Европы. Нередко евреи состояли в партизанах целыми семьями. Конечно, это был довольно надёжный способ укрытия, но надо сказать, что евреи оказались достойными заботы и помощи, которую им оказали. Многие из них храбро сражались против нацистов. Рере Биро Кантос, парикмахер, начал войну рядовым партизаном, а через два с половиной года закончил её в звании полковника, освобождавшего от нацистов столицу страны Тирану. После войны он остался на службе в Национальной армии освобождения, был назначен заместителем министра обороны страны, активным создателем вооруженных сил послевоенной Албании. Высшими наградами албанского правительства были награждены храбрые воины-евреи Дарио Жак Артити, Давид Коэн, Рубен Жак, Иосиф Бивас и многие другие. 

В сентябре 1943 года нацисты сместили «союзное» итальянское оккупационное правительство - главным образом, за неспособность создать концентрационный лагерь для еврейского населения. «Неспособных» сменило так называемое регентство из четырёх албанских фашистов. Первое их требование - предоставить германскому командованию списки евреев - как албанских, так и прочих, нашедших в стране убежище. 

Но не тут-то было. Даже сами «регенты», руководители албанских фашистов (!) не пожелали выдавать евреев. Они хорошо знали, что ожидает тех, кто попадёт в списки обречённых... 

Хочу вспомнить 1979 год. Моя семья временно находилась в Италии, ожидая американской визы. Беженцев из Советского Союза охраняли итальянские фашисты. Принимавшие нас еврейские организации рекомендовали держаться в стороне от районов, где обитали тамошние коммунисты. Что это? В чем причина такого предупреждения? До сих пор пытаюсь понять и разобраться. 

28-го ноября 1944 года Национальная армия освобождения вошла в Тирану и полностью очистила свою страну от оккупантов. Албанское правительство, состоявшее из коммунистов, вернувшихся из партизанских отрядов, сменило отслужившее регентство. Все члены регентства ушли в отставку, но никто не был наказан за сотрудничество с оккупантами. Ведь сотрудничества-то как раз и не было. 

Албанские евреи, так же, как и датские, благодаря героизму немногочисленного народа Албании (всего около трёх миллионов), не стали жертвами гитлеровской машины уничтожения. Благодаря спасителям Албания стала единственной оккупированной страной, где численность послевоенного еврейского населения превышала численность довоенного. Не «Великий воин Албании Скандербег» (помните этот чудесный фильм 1953 года?), а простые албанцы спасли 100 процентов евреев в своей стране! 

«Почему мой отец спасал евреев, рискуя жизнью и подвергая опасности всю деревню? Потому что он был правоверным мусульманином и верил, что спасший одну человеческую жизнь попадет в рай», – цитирует Jerusalem Post слова сына одного из албанских праведников, Энвера Шекера. 

Американский еврей Герман Беренштейн, будучи в 30-х годах послом США в Албании, отмечал, что эта страна, по его мнению, «самая не антисемитская» в мире. 

Сегодня нет евреев в достойной уважения Албании. В разные времена они все репатриировались в Израиль, но никогда не забывают страну, которая их защитила с риском для жизни многих честных албанцев. Спасибо вам от всего сердца, албанские друзья! 

P.S. В Израиле албанские мусульмане, спасавшие евреев и их семьи, признаны «Праведниками народов мира».

 

 

 

http://newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=5427

 

 

 

Почему албанские мусульмане спасали евреев
 

 

     Албания – единственная страна, где в годы второй мировой войны не погиб ни один еврей. В ответ на требование нацистов выдать евреев албанские мусульмане твердо ответили: «нет». Рискуя жизнью, албанцы укрывали целые еврейские семьи или помогали им сойти за местных жителей. Эти люди признаны в Израиле «праведниками народов мира», им посвящена фотовыставка, открывшаяся на днях в израильском музее Холокоста. Что же заставило албанских мусульман жертвовать собой ради евреев? Этот вопрос мы задали востоковеду, научному сотруднику Государственного музея истории религии Леониду Ланда.

     Что нам ответили в мечети:

     – Видимо, евреи Албании в свое время сделали мусульманским жителям добро. Возможно, лечили их – ведь среди евреев было много хороших врачей.

     По нашему закону, мусульманин обязан ответить добром на добро. Исламская мудрость гласит: «Если ты обещал сотворить добро, то из долга перед человеком это переходит в задолженность перед Аллахом». В принципе, спасение человеческой жизни – важнейшая добродетель. В суре Корана «Маида», во втором аяте сказано: «Спас человека – спас весь мир!»

     Леонид Ланда:

     – До возникновения государства Израиль отношения между мусульманами и евреями всегда были очень хорошими. К евреям относились особенно, ведь это – «народ писания». В Коране мы не найдем недружественных по отношению к евреям высказываний. То же самое и в более поздней литературе ислама. Так, в средние века один из вероучителей пишет: «Еврейское имущество охраняй как собственное, ибо братья они тебе».

     Евреи-сефарды, жители мусульманских стран, традиционно были в хороших отношениях со своими соседями. В Албании между мусульманами и евреями царила дружба и взаимопонимание. Спасая евреев, албанцы просто-напросто спасали своих друзей. Но то, что произошло в Албании, – далеко не единичный случай. Известно, что во время войны татары нередко спасали евреев, попавших в плен. Такая история произошла с братом моего деда. Его рота попала в окружение, и немцы, как всегда, потребовали: «коммунисты и евреи – шаг вперед». Надо сказать, что для фашистов отличительной чертой еврея было обрезание: они мало видели мусульман. Но татары из этой роты сказали: «Это наши люди, татары, не трогайте их». Нашелся всего один предатель, пожелавший выдать евреев, – так вот: сами же татары его и убили. Аналогичным образом поступали кабардинцы: они помогали евреям выдать себя за местных жителей. Вообще, для российских мусульман совместное участие в войне стало очень важным фактором. От стариков-мусульман я часто слышал: «Мы бок о бок с евреями в войну сражались против общего врага».

     Такое братское отношение к евреям до сих пор сохранилось в Курдистане. Это очень толерантное место: если ты веришь в единого Бога – ты свой. Когда я был в курдском городе Джизре – а это 20 километров от иранской границы – мне ни разу не дали раскрыть кошелька, даже за билет на автобус не позволили заплатить! Ты можешь зайти в мечеть и там переночевать – никто и слова не скажет. Курдские старожилы до сих пор помнят, что иудеи ходили молиться в мечеть, если на пути через горы их застигала непогода. Есть немало других примеров подобной толерантности. В Дагестане, в регионе, населенном табасаранцами, до сих пор ухаживают за еврейским кладбищем – и это при том, что евреи покинули эти места 100 лет тому назад! Такая же ситуация сохраняется в Средней Азии и Поволжье… К сожалению, антиизраильская пропаганда делает свое дело, между мусульманами и евреями растет напряженность. Однако далеко не все мусульмане – против Израиля. Курды являются сторонниками государства Израиль. А мусульмане-черкесы в войне за Независимость воевали на стороне евреев…

 

 

 

http://nm2000.kz/news/2007-11-12-1743



Обновлен 01 янв 2014. Создан 04 ноя 2012



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Shalom - Free Jewish Dating
html clock бесплатные часы для сайта
Flag Counter  Заметки по eврейской истории Еврейские Знакомства :: JewishClub.com Покупки в Германии: авиабилеты, звонки, посылки, автомобили счетчик посещений LINK_ALT Объявления и сайты русской Германии Еврейский мир "ROT SCHILD" Вас приветствует! www.lirmann.io.ua