Еврейская самооборона против погромов в России

 

Еврейская самооборона против погромов в России




 

23.11.2013

 

Alex Shulman

 

Испокон веку евреи, находящиеся во враждебном окружении, объединялись 
для защиты самих себя, своих домов и близких. Еврейская самооборона, включавшая в себя боевые дружины и добровольные сходы граждан, возникла как ответ российского еврейства на постоянную угрозу физического уничтожения и разгрома имущества во время беспрерывной волны погромов и нападений, ставших обычным явлением в царской России.

Первая волна антиеврейских погромов в России в 1881-1882гг., печально известная массовой резней, зверствами и грабежами, вызвала шок в российском еврействе – до той поры существовало убеждение, что русское правительство не допустит разгула черни и примет меры по защите своих еврейских граждан. 

Действительность полностью разрушила бытовавшие иллюзии – сами погромы в значительной степени были организованы русскими властями, армия и полиция не только не пресекали налеты банд погромщиков, но всячески поддерживали их и, зачастую, сами принимали участие в убийствах, грабежах и насилиях.

Подлинным потрясением стали документальные свидетельства погромов – сотни убитых, тысячи разграбленных еврейских домов и предприятий, малолетние дети, разорванные на куски, изнасилованные женщины … 




Царская Россия была классической страной еврейских погромов. Погром стал, по выражению еврейского историка Дубнова, "постоянным государственным институтом" Российской империи. Власти и общество в России обьявили многомиллионное российское еврейство своего рода "государственным преступником", евреям вменялись в вину все беды и неудачи Российской империи

Антиеврейские погромы рассматривались царём как проявление народной поддержки режима. Организуя погромы, русские власти стремились показать всему миру, что в оппозиционном движении участвуют только евреи, а русский народ поддерживает самодержавие.

Погромщики были уверены, что сам царь приказал громить евреев, и, зачастую, получали от местного начальства заверения, что они не будут отвечать перед высшей властью за свои преступления. Как докладывал губернатор Нижегородской губернии, где также прошли еврейские погромы, «... в народе сложилось убеждение в полной безнаказанности самых тяжелых преступлений, если только таковые направлены против евреев».

Погромы усугубляли и без того тяжелейшее положение российского еврейства. Почти шестимиллионное еврейское население России подвергалось жесточайшей дискриминации – в стране действовали особые "Законы о евреях",
сравнимые по своей человеконенавистнической сути разве что с "Нюрнбергскими расовыми законами" нацистской Германии.

Евреи были загнаны в гетто, носившее название "черты оседлости" выход из которого считался уголовным преступлением, евреям было запрещено владение землей, закрыт прием на государственную службу, процентной нормой был жестко ограничены возможности получения образования. В русских СМИ постоянно разжигалась ненависть с еврейским согражданам.

Впрочем и эти дискриминационные меры казались недостаточными для русских националистов – лидеры черносотенных партий, представленных в Государственной Думе, при полной поддержке правительства и силовых структур добивались все новых ограничений прав еврейского меньшинства.

Призывы к массовым убийствам евреев открыто публикуются в черносотенной прессе. Центральный орган "Союза русского народа" газета "Русское знамя", финансирование которой осуществлялось властями, заявлял:
"Правительство обязано признать евреев народом, столь же опасным для человечества, сколь опасны волки, скорпионы, гадюки, пауки ядовитые и прочая тварь, подлежащая истреблению за своё хищничество по отношению к людям и уничтожение которых поощряется законом… Жидов надо поставить искусственно в такие условия, чтобы они постоянно вымирали: вот в чём состоит ныне обязанность правительства и лучших людей страны."
Известный монархист Василий Шульгин впоследствии писал, что «идеи Гитлера были за много лет раньше взлелеяны в блистательном Санкт-Петербурге, в газете, именовавшей себя „Русское знамя“». 

Возникновение еврейского Сопротивления погромщикам

Кровавый погромный разгул привел к глубоким идейным изменениям в российском еврействе – стал зарождаться сионизм - еврейское национальное движение, заявившее о том, что еврейский народ может и должен сам вершить свою судьбу и всеми доступными средствами отстаивать свое достоинство и право на существование, не надеясь ни на помощь свыше, ни на защиту со стороны властей.

Самооборона, как часть еврейского национального движения, стала прямым ответом на преследования и террор со стороны русских властей и черносотенных организаций.




Появлению еврейской самообороны способствовали и такие факторы, как высокий уровень грамотности среди евреев – самый высокий среди народов Российской империи. Образованный слой российских евреев, получавший образование в западноевропейских университетах, уже не собирался мириться с насилием и средневековыми дискриминационными ограничениями. 

Важным был и такой фактор, что практически все евреи-мужчины проходили срочную службу в русской армии, где они получали навыки владения оружием и опыт ведения боевых действий.

В еврейской среде был высок процент хозяев промышленных и торговых предприятий, людей, занятых тяжелым физическим трудом – кузнецов, плотогонов, ломовых извозчиков, плотников, рабочих и ремесленников. Они не собирались мириться с тем, как банды черносотенного и уголовного сброда во время погромов уничтожают и грабят их предприятия и жилища, убивают их близких, насилует жен и дочерей.

Первые отряды еврейской самообороны возникли 3–5 мая 1881 г. во время погрома в Одессе. Их организовывали еврейские студенты университета, но костяком отрядов были ломовые извозчики и мясники. Они были вооружены
топорами, дубинками и железными прутами (лишь у некоторых были пистолеты) и они не допустили толпы погромщиков в еврейские кварталы. Впрочем, против еврейской самообороны власти двинули войска и полицию,было арестовано более 150 бойцов еврейской самообороны.

Среди схваченных бойцов еврейской самообороны был и студент Владимир Хавкин. Его имя сегодня не известно в России, но во всем мире чтят память о нем – вынужденный навсегда покинуть Россию, доктор Хавкин вошел в историю, как создатель вакцин против холеры и чумы, спасших миллионы человеческих жизней

Весной и летом 1881 г., когда по югу и юго-востоку Украины прокатилась волна погромов, отряды самообороны сформировались еще в нескольких населенных пунктах: евреи создавали многочисленную стражу, имевшую на вооружении дубинки. Еврейская стража встречала на вокзале поезда с так называемой "босоногой командой" (шайками уголовников, которых власти перевозили по городам и местечкам Украины, с целью организации погромов) и не давала ей высадиться.

Но так было далеко не везде – зачастую армия и полиция расстреливала и разгоняла еврейскую стражу, и тогда банды погромщиков безнаказанно громили еврейские кварталы. "Босоногая команда" действовала организованно и под руководством властей – заранее были заготовлены списки всех домов, принадлежавших евреям, которые разносились в клочья, имущество разворовывалось, евреев подвергали садистским пыткам и издевательствам и убивали.

В Балте, где евреев проживало значительно больше, чем украинцев, с началом погрома стихийно образовался отряд, в который вошли главным образом грузчики, извозчики и подмастерья. Они обратили погромщиков в бегство и заставили их укрыться в здании пожарной команды; даже получив помощь от полицейских и солдат, которые стали разгонять евреев, погромщики не решились продолжать погром. Лишь после прибытия в Балту тысяч украинских крестьян из окрестных сел все еврейские кварталы города были разгромлены.




Хотя власти подавали погромы, как стихийное движение русских патриотов, за погромщиками стояли влиятельные лица. Так, погромом в Ростове-на Дону, в ходе которого были зверски убиты 176 евреев, а более 500 были ранены, руководили городской полицмейстер Прокопович, городской голова Е. Н. Хмельницкий, гласный городской Думы присяжный поверенный В. К. Севастьянов (впоследствии председатель Ростовского-на-Дону отделения Союза 17 октября), коллежский секретарь М. И. Кирьянов (в будущем председатель Ростовского-на-Дону отделения Союза Русского народа) и купец В. К. Чириков.

Сценарии погромов, прокатившихся по всей России, были довольно однообразны. В толпах погромщиков преобладали черносотенцы, уголовники, бродяги, - городская чернь, вооруженная дубинами, ломами, топорами, огнестрельным оружием. По мере движения толпы к ним примыкали городские обыватели. Накачавшись водкой, толпа шла по заранее известным адресам еврейских домов, торговых и промышленных предприятий.

Предварительно казаки и войска расчищали погромной толпе путь, расстреливая и разгоняя еврейских дружинников.

Толпа останавливалась у предназначенных к разгрому домов и магазинов и при криках "шапки долой!" и "ура!" помогала громилам и ворам разбивать и расхищать имущество.

Еврейские магазины и жилища громили по определенному плану: в толпах погромщиков были группы по 10-15 человек во главе с десятниками. Сначала громили часовые и ювелирные магазины, затем готового платья, обувные и мануфактурные, потом мебельные, посудные н музыкальные.

Впрочем, распаленные погромщики уже не различали, кому принадлежат лавки и магазины, и зачастую уничтожали имущество русских купцов и промышленников.

За погромщиками шли городские обыватели и крестьяне из окрестных сел, на подводах вывозившие награбленное имущество. Затем еврейские магазины и дома поджигали. Грабежи сопровождались массовыми убийствами евреев и изнасилованиями..

Крайняя жестокость, проявленная громилами во время Кишиневского погрома (1903г.), а также то, что еврейское население города не смогло (в том числе из-за активного противодействия властей) оказать нападавшим практически никакого сопротивления, — все это произвело глубокое впечатление на российское еврейство.

Как сражались еврейские дружины против погромщиков

В воззвании, опубликованном после Кишиневского погрома, говорится: «Нам нужна повсюду, где мы проживаем, постоянная организация, всегда готовая встретить врага в первую же минуту и быстро созвать к месту погрома всех, в ком есть силы встать перед опасностью». Было предложено провести совещание представителей всех крупных еврейских общин для создания единой всероссийской организации самообороны.

В ответ на погромный разгул, еврейская самооборона переходила к новым организационным формам. Активную роль в самообороне стали играть участники сионистского движения, в особенности члены партии сионистов-социалистов Поалей Цион "Рабочие Сиона". Весной 1901 г. их отряды сорвали попытку устроить погром в Екатеринославе: после нескольких стычек, в которых евреи одержали верх, толпы погромщиков были рассеяны

Для российского еврейства каждый погром служил побуждающим стимулом к сопротивлению погромщикам, а мужество, проявленное защитниками, укрепляло стремление своими силами положить конец бесчинствам. В ходе столкновений с бандами погромщиков формировалась своеобразная тактика дружин еврейской самообороны

В городах и местечках стали создаваться кружки самообороны, члены которых собирали деньги, закупали или изготавливали огнестрельное и холодное оружие, учились владеть им, формировали мобильные группы, патрулировавшие населенные пункты в случае угрозы погрома; действия таких групп координировали штабы, располагавшиеся в частных квартирах, где имелись телефоны.

В 1903–1904 гг. к самообороне впервые начали присоединяться ячейки Бунда (Всеобщего еврейского рабочего союза в Литве, Польше и России). Ранее руководство Бунда, считавшее свою партию частью общероссийского рабочего движения, в принципе выступали против самообороны, утверждая, что самооборона ведет к «затуманиванию классового сознания и ослаблению классовой борьбы». Однако после Кишиневского погрома Бунд выступил с политическим заявлением, в котором говорилось, что насилию следует давать решительный отпор. Бундовцы также стали создавать отряды самообороны, однако по-прежнему отказывались сотрудничать с сионистами.

Начались закупки оружия для еврейской самообороны – сбор средств на эти цели объединил все слои еврейского общества. Оружие закупалось заграницей и тайными каналами доставлялось в Россию.

Уже через несколько месяцев после Кишиневского погрома еврейская самооборона смогла приступить к активным действиям. В начале сентября 1903 г. ее дружины численностью в несколько сотен человек с оружием в руках выступили против погромщиков в Гомеле.

Ядро этих дружин составила сионистская военизированная организация Гибборей Цион (Герои Сиона), связанная с партией Поалей Цион. Отдельно действовала дружина бундовцев. Силы самообороны разогнали банды погромщиков, нанеся им тяжелые потери. Прибывшие войска расстреляли бойцов еврейского сопротивления и погромщики попытались продолжить разгром еврейских кварталов. Однако бойцы еврейских отрядов прорывались через цепи солдат и наносили по погромщикам болезненные удары.




После успешных действий еврейской самообороны в Гомеле царские власти развернули преследования ее бойцов. Многим из них удалось покинуть Россию и присоединиться к сионистским первопоселенцам в Палестине: гомельская группа, состоявшая из участников самообороны, принадлежавших к кругам Поалей Цион, в 1904 году открыла Вторую волну репатриации в Эрец-Исраэль.

В Палестине бойцами гомельских боевых дружин было создано тайное военизированное общество «Бар-Гиора», названное так по имени одного из вождей восстания евреев против римского владычества, на базе которого в 1909 г. была создана ассоциация Ха-Шомер (Страж), взявшее на себя охрану еврейских поселений от нападений арабов.

Ха-Шомер стал первым еврейским вооруженным формированием в Палестине. История Армии обороны Израиля ведет свой отсчет от этих боевых организаций еврейской самообороны в России.

После гомельских событий, наглядно продемонстрировавших силу еврейской самообороны, ее число и активность значительно возросли. В 1904 г. в Двинске вооруженная группа бундовцев отразила нападение погромщиков на еврейские кварталы.

Погромы 1905г.

Октябрьские погромы 1905 года в России - одна из самых кровавых страниц в истории еврейского народа, это были первые в России массовые убийства на этнической почве. С 18 по 29 октября 1905 года в Российской империи произошло 690 погромов, в 660 городах, местечках, деревнях и селах. Во время октябрьских погромов 1905 года было убито 3,5-4 тысячи евреев и около 10 тысяч ранено.

Погромы в октябре 1905 года происходили практически на всей территории Российской империи, где только жило еврейское население. Октябрьские погромы были позором для России и мерилом ее варварства, ибо не может считаться культурным государство, которое допускает и поощряет насилие одной части населения над другой.

В Одессе в ряды самообороны вступили несколько тысяч человек, в Киеве — около полутора тысяч; крупные организации самообороны действовали также в Екатеринославе, Ростове-на-Дону, Елисаветграде, Николаеве, Минске, Варшаве.

Впрочем, и не было нужды в столь многочисленных отрядах. Опыт показал, что даже в большом городе 200-300 хорошо вооруженных участников самообороны было совершенно достаточно, чтобы ликвидировать в зародыше любую попытку устроить погром. В городах поменьше хватало и нескольких десятков человек. Все это, разумеется, при условии, что войска и полиция не выступали на стороне громил.

В Одессе еврейская самооборона и студенческая милиция, в которую входили и евреи, и христиане, поначалу смогли приостановить антиеврейские беспорядки - многие погромщики были убиты и ранены, свыше двухсот человек разоружены и взяты под стражу в здании Новороссийского университета.

Лишь после того, как генерал-губернатор города А. Каульбарс двинул против еврейской самообороны войска, включая казачьи части, и приказал им использовать все виды оружия, вплоть до артиллерии, погром возобновился и продолжался несколько дней. Погибло свыше четырехсот евреев, в том числе немало участников самообороны.

В Киеве еврейские боевые группы упорно сражались с погромщиками несмотря на то, что на стороне последних с самого начала выступили казаки; половину убитых в ходе столкновений и умерших впоследствии от ран составили сами погромщики.

В Екатеринославе бойцы еврейской самообороны уничтожили сорок семь погромщиков. В ряде мест группы самообороны оказались бессильны перед погромщиками, которых поддерживали войска и полиция; но в тех немногочисленных случаях, когда власти сохраняли нейтралитет, самообороне неизменно удавалось быстро навести порядок своими силами: так развивались события в Витебске и в некоторых других населенных пунктах.

Следствием погромов 1903–1906 гг. была массовая эмиграция в США и страны Западной Европы: только в Северную Америку в 1906 г. переселилось 125 тыс. евреев, в 1907 г. — 115 тыс. 
Всего, за годы предшествовавшие Октябрьскому перевороту, из России были вынуждены эмигрировать около 2 млн. российских евреев.
Аналогичный исход повторился уже в конце ХХ века, когда бывший СССР
навсегда покинули более 2 млн. евреев.

Погромы в годы Гражданской войны.

Наиболее кровавые и разрушительные погромы происходили в годы гражданской войны (1918–21) на Украине, в России и Белоруссии. Размах массовых убийств еврейского населения в эти годы сравним разве что с нацистским геноцидом: было убито до 400 тыс. евреев, около 300 тыс. детей остались сиротами; более чем в 700 городах, местечках и деревнях вся или почти вся еврейская собственность была разграблена или уничтожена. 

В 1917 г., самооборона начала возрождаться по инициативе евреев-военнослужащих, объединения которых возникли летом и осенью 1917 г. на всех фронтах и во многих гарнизонах. Конференция представителей союзов евреев-воинов, состоявшаяся 10–15 октября 1917 г. в Киеве, выработала план создания Всероссийской еврейской самообороны.

Еврейские отряды самообороны во время гражданской войны создавались в большинстве мест проживания еврейского населения. На их вооружении было стрелковое оружие, пулеметы, иногда даже артиллерийские орудия. Они формировались из еврейских солдат, вернувшихся с фронтов 1-ой мировой войны.




Еврейские формирования могли успешно действовать против мелких банд погромщиков, однако противостоять регулярным войскам украинской Директории или Добровольческой армии генерала Деникина у них просто не было возможностей. 

В городах и местечках, захваченных войсками Петлюры и Деникина, белогвардейцами и бандами украинских националистов осуществлялся подлинный геноцид еврейского народа. Особый характер этих погромов был подчеркнут в меморандуме еврейских общин, представленном генералу А. Деникину: «Во всех местах... произошло и сейчас происходит более или менее окончательное уничтожение еврейского населения». 

Генерал Деникин и Петлюра, главари многочисленных украинских банд, чьи войска осуществляли геноцид еврейского населения, являются военными преступниками. 

Единственным исключением была Одесса, где благодаря Еврейской дружине все попытки спровоцировать погромы пресекались в зародыше. Еврейская дружина была сформирована из офицеров и солдат бывшей царской армии , имевших большой боевой опыт. Все ее бойцы и командиры были евреями, они носили форму, размещались в казармах, и были вооружены винтовками и пулеметами. Многие из них были награждены Георгиевскими крестами за храбрость. Все власти, сменявшиеся в Одессе, признавали это формирование и полагались на него для сохранения порядка в городе, все население, независимо от вероисповедания или национальности доверяло еврейским бойцам безоговорочно. 

Еврейская дружина существовала более двух лет‚ увеличившись до шестисот человек‚ которым платила зарплату еврейская община. Дружина не раз спасала Одессу от погромов и даже высылала летучие отряды в окрестные города и местечки для подавления банд погромщиков.

Погромы в послевоенные годы. Погромные настроения в сегодняшних России и на Украине.

В CCCР еврейские погромы происходили и в послевоенные годы на Украине. Украинцы убивали евреев, выживших в Холокосте, и пытавшихся вернуться в свои дома, захваченные украинцами. В 1945г в Киеве, в Виннице и др. украинских городах прошли еврейские погромы. В ходе киевского погрома украинцы убили 5 евреев, десятки евреев были ранены. в Киеве еврей-офицер Розенштейн застрелил двух погромщиков-украинцев.

Рассматривая историю еврейских погромов, обращаешь внимание на такой факт - там, где происходили наиболее кровавые еврейские погромы в начале века, они повторились в еще больших масштабах во время Холокоста.

Так, в 1942г. в оккупированном немцами Ростове-на-Дону при активнейшем участиии местного населения в Змеевой балке были зверски убиты 28 тысяч ростовских евреев.

Украина стала подлинной могилой еврейского народа - там в годы Холокоста было замучено 1 миллион 500 тысяч евреев. Украинцы уничтожили еврейское население практически во всех населенных пунктах. Нацисты формировали из украинцев части, занимавшиеся убийством евреев по всей вост. Европе, подавлявшие восстание в Варшавском гетто, несшие охрану гетто и концлагерей.

Украинцы последовательны в своей маниакальной ненависти к еврейскому народу: Богдан Хмельницкий вырезал евреев в 17 веке, гайдамаки - в 18 веке, украинские погромщики во время погромов 19-20веков, банды украинских националистов вырезали сотни тысяч евреев во время Гражданской войны, во время Холокоста Украина стала могилой для 1.5 миллиона евреев.

Сегодня на Украине - одной из самых нищих и отсталых стран, разваливающейся под "управлением" продажных и коррумпированных лидеров, антисемитизм вновь набирает силу - там широкой народной поддержкой пользуются украинские нацисты партии "Свобода", открыто ведущей погромную антисемитскую пропаганду.

Опыт создания еврейской самообороны вновь понадобился на рубеже 80-90гг. прошлого века, когда с крушением СССР усилились погромные настроения в среде русских нацистов и националистов. Тогда упорно ползли слухи о надвигающихся еврейских погромах.

В ходе вооруженных конфликтов в Приднестровье, Таджикистане, Абхазии, вспыхнувших в начале 90-ыхм гг., израильские спецслужбы успешно провели операции по защите и массовой эвакуации еврейского населения в Израиль из этих охваченных гражданской войной мест.

Литература.
"Материалы по истории антиеврейских погромов в России", Под ред. и со вступительной статьей Г.Я. Красного-Адмони. т.1-2, Петроград,1923г.
Энциклопедия Холокоста.
Еврейская Энциклопедия
Ф.Кандель. "Книга времен и событий"
В.Мовшович. Еврейские погромы в Ростове-на-Дону

 

 

 

http://maxpark.com/community/4391/content/2334237



Создан 24 ноя 2013



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Shalom - Free Jewish Dating
html clock бесплатные часы для сайта
Flag Counter  Заметки по eврейской истории Еврейские Знакомства :: JewishClub.com Покупки в Германии: авиабилеты, звонки, посылки, автомобили счетчик посещений LINK_ALT Объявления и сайты русской Германии Еврейский мир "ROT SCHILD" Вас приветствует! www.lirmann.io.ua