Евреи веками заправляли в польской виноторговле. Почему было забыто это наследие?

 

Евреи веками заправляли в польской виноторговле. Почему было забыто это наследие?

Вопросы и ответы



19.04.2014

 

 

Пурим напоминает нам о его необычном для евреев требовании отдыхать, предаваясь выпивке, что послужило одной из причин, почему польские дворяне любили, чтобы те держали шинки.

 

Когда польскому поэту Адаму Мицкевичу понадобилось описать обстановку шинка в его эпической поэме 1834-го года «Пан Тадеуш», то он назвал шинкаря Янкелем и описал пивную, которую воплощал её еврейский владелец: «Издали шаткий старый шинок казался // евреем, раскачивающимся на молитве, // с крышей, как шляпа, соломой стекающей подобно бороде, // закопчёнными стенами похожими спереди на кафтан // и резьбой, торчащей как цицит вдоль тела».

 

В наше время кажется странной мысль о евреях, держащих бар, за пределами назаряновской 1 империи ночных клубов и отелей или нескольких мест в Ист Вилледж2. Но в Польше начала 19-го века примерно 85 процентов зарегистрированных шинков арендовались евреями – и недостатка в шинках не было. Для поляков того времени существовал шаблонный образ шинкаря с бородой, ермолкой и пейсами. Еврейское преобладание в польской питейной культуре было столь обширным и длилось так долго, что поляки просто связали евреев с выпивкой. Как говорила распространённая польская поговорка того времени, «Крестьянин в шинке пьёт, еврей его стрижёт».

 

В отличие от большинства других аспектов коллективного еврейского опыта – согласно традиции, напоминающей о событиях пятитысячелетней давности как если бы они случились в прошлом году, – почти все следы этой истории исчезли из нашей групповой памяти. Евреи появились на этом поле, доминировали там в какой-то области, а затем исчезли так же быстро, как появились. До или после этого периода в Польше, в еврейской экономической истории не было ничего особенно связанного с выпивкой. Нет еврейских коктейлей и никаких спиртных напитков, которые бы были только еврейскими. Евреи не внесли никаких особых новшеств в эту отрасль промышленности, и по сути дела еврейское наследие в мире выпивки равно нулю. Почему?

 

В Польше евреи стали шинкарями из-за нескольких странностей польской экономики. Первой среди них была система торговых тарифов, которые подняли стоимость экспорта обильных польских урожаев зерновых до такого уровня, что землевладельцы не могли уже получить ощутимую выгоду от продаж за рубеж. Дворяне-землевладельцы, имеющие на руках зерно, повернулись к производству, то есть, винокурению, чтобы превратить свой продукт в нечто стоящее денег. И здесь евреи, которым обычно отказывали в праве покупать землю, входить в кустарные или профессиональные гильдии, или получать высшее образование, оказались их естественными партнёрами: они могли предоставить рабочую силу для винокурен и вести коммерческую часть шинков.

 

Действительно, как пишет Гленн Диннер, эксперт по восточно-европейскому еврейству, постоянно работающий в настоящее время в Центре Еврейской Истории (Center for Jewish History), в своём недавнем исследовании этого вопроса Шинок Янкеля (Yankel's Tavern), для евреев в Польше положение содержателя шинка и буфетчика было почти пределом мечтаний. Он описывает это, как период, равноценный бухгалтерскому делу: желаемое занятие для среднего класса, нечто, где они могли бы приложить свои навыки за потенциально выгодное вознаграждение. Как пишет Диннер, «Они арендовали шинки, потому что для восточно-европейского еврейства выбор был невелик».

 

А польские дворяне просто жаждали, чтобы евреи управляли их шинками, в основном, из-за распространённых мифов о евреях – главным образом о том, что они не пьют. Диннер приводит обширные свидетельства о том, что он называет «мифом о еврейской трезвости». Польский дворянин 19-го века Антоний Островский описывал евреев как «всегда трезвых», добавляя, что «пьяницы среди евреев редкость». Действительно, Диннер пишет, что «в польском фольклоре евреев высмеивали за то, что, имея в своём распоряжении столь много спиртного, они так глупы, что сами его не пьют».

 

Различные тексты описывают легионы пьяных поляков, теряющих сознание в шинках или висящих на заборах, в то время, как евреи занимались высасыванием денег из поляков и навязывали им ещё больше спиртного, когда те были уже пьяны и легко поддавались вымогательству. Позже это выкристаллизовалось в антисемитский сарказм. Анекдотическая история, записанная в 1912 году со слов католического священника, ярко показывает то отношение, которое возбуждал еврейский винный магнат: «Наши местечки и города больше не наши, а принадлежат иностранцам. Действующие муниципалитеты только кажутся имеющими власть в местечках и городах; реальная же власть принадлежит винным монополиям. В тихой экономической битве трезвые евреи навязали нам невоздержанность и одержали победу”.

 

Да, 1912 год:  в то время как многие исследователи ранее говорили, что еврейское преобладание в польской виноторговле закончилось в начале 19-го века, Диннер приводит свидетельства, показывающие, что еврейская виноторговля продолжалась до начала 20-го века. Таким образом, в течение поколений в Польше пойти выпить означало иметь дело с евреями; и, что более важно для еврейской культуры, в начале современного исторического периода быть евреем означало быть, скорее всего, отождествлённым с виноторговлей. Как заметил Диннер в одном интервью, вплоть до начала прошлого столетия около трёх четвертей мирового еврейства жило в Польше и Литве и до 30 процентов польских евреев так или иначе были заняты в этой отрасли.

 

Что же случилось потом? В то время как евреи Западной Европы наслаждались плодами эмансипации, их восточно-европейские собратья отправлялись в Палестину и Соединённые Штаты, где политические и экономические горизонты были намного шире и отсутствовали мотивы, побуждавшие их в Польше к традиционному занятию виноторговлей.

Даже Бронфманы, самые известные мировые виноторговцы, не могли связать свой успех в области спиртного с наследием польского еврейства в содержании шинков: Первоначально они разводили табак в Бессарабии. Бежав в 1889 году в Саскачеван3от погромов в царской России, патриарх семьи Иехиэль получил работу на железной дороге, а потом на лесопилке до тех пор, пока он и его сыновья, – включая Соломона, фактического создателя империи Сигрэм (Seagram) – не смогли собрать достаточно денег, чтобы начать свои собственные дела. Они продавали дрова и морепродукты, а затем и лошадей; и только после того как они купили отель и увидели доходы от продажи спиртного Бронфманы занялись распространением спиртного и удачно воспользовались своим пребыванием в Канаде во времена сухого закона, чтобы стать титанами этой отрасли.

Сейчас только традиция пить на Пасху сливовицу напоминает всякому о тех напитках, которые еврейские буфетчики разливали по всей Польше. Это часть общей экономической истории еврейской диаспоры: постоянно сосредоточиваясь на образовании и совершенствовании мастерства, евреи находили себе применение во всех доступных областях деятельности, которые были наиболее благоприятны для них. В Польше это было спиртное. Когда евреи покинули её, они с собой его не забрали.

 

Стивен Вейс – отмеченный наградами журналист, ведущий новостей и заведующий редакцией Еврейского канала. В Твиттере его адрес @stevenweiss

1 Хозяина Лос-Анжелесской сети отелей и ночных клубов. (прим. пер.)

2 Находится рядом с Манхэттеном. (прим. пер.)

3 Саска́чеван (Saskatchewan), провинция на юге центральной части Канады.

 

 

 

http://www.sem40.ru/index.php?newsid=242090



Создан 19 апр 2014



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Shalom - Free Jewish Dating
html clock бесплатные часы для сайта
Flag Counter  Заметки по eврейской истории Еврейские Знакомства :: JewishClub.com Покупки в Германии: авиабилеты, звонки, посылки, автомобили счетчик посещений LINK_ALT Объявления и сайты русской Германии Еврейский мир "ROT SCHILD" Вас приветствует! www.lirmann.io.ua