Еврейские гетеры

 

Еврейские гетеры

Еврейский мир



11.05.2014

 

 

ПРОСТИТУ́ЦИЯ (позднелатинское prostitutio, от латинского prostituo — `выставляю для разврата`, `бесчещу`), продажа своего тела в целях заработка. В Библии, Талмуде и более поздней галахической литературе нет полностью тождественного понятия; употребляемое там слово знут(`блуд`) имело более широкий смысл и, по мнению большинства законоучителей, относилось ко всем внебрачным половым связям и даже к браку, заключенному не по Галахе

У ряда народов древнего Ближнего Востока (Египет, Вавилон, Ханаан, Персия) проституция была связана с религиозным культом. В Библии упоминаются храмовые проститутки (женщины и мужчины), а также не связанные с культом блудницы, бравшие плату за свои услуги. Первые назывались кдешот (ед. число кдеша) и кдешим (ед. число кадеш), вторые — зонот (ед. числозона́).

 

 

В литературных памятниках некоторых народов древнего Ближнего Востока упоминаются женщины, участвовавшие в храмовом культе, часть из которых называлась кадишту (аккадский язык), — по-видимому, храмовые блудницы, которых отцы посвящали божеству; их статус был специально определен законом (например, законами Хаммурапи). Греческий историк Геродот утверждал, будто в Вавилоне каждая девушка перед вступлением в брак была обязана один раз выступить в роли храмовой проститутки, жертвуя тем самым свою девственность богине Милите (Иштар). 

В древнем Израиле храмовая проституция была строго запрещена, так как связывалась сидолопоклонством: «Не должно быть блудницы (кдеша) из дочерей израилевых, и не должно быть блудника (кадеш) из сынов израилевых. Не вноси платы блудницы (этнан) и цены пса (по-видимому, храмового блудника) в дом Господа, Бога твоего, ни по какому обету...» (Втор. 23:18–19). Частная, не связанная с культом проституция неоднократно упоминается в Библии: см., например, рассказ о Тамар, прикинувшейся блудницей (Быт. 38:14–20), о блуднице Рахав, укрывшей соглядатаев, посланных Иехошуа бин Нуном в Иерихон (ИбН. 2:1–21), о филистимлянке из Газы, которую посещалСамсон (Суд. 16:1). Большинство блудниц, упоминаемых в Библии, не были еврейками. Блудницы имели, однако, право апеллировать к царскому суду (I Ц. 3:16–28). 

Уже во времена патриархов проституция считалась позорным занятием, а обращение с девушкой как с блудницей рассматривалось как тяжкое оскорбление (Быт. 34:7, 27, 31). Библия предписывает сынам Израиля не допускать своих дочерей до блуда (Лев. 19:29). Кохен не мог жениться на блуднице (Лев. 21:7), а дочь кохена, ставшая блудницей и тем обесчестившая своего отца, наказывалась сожжением на костре (Лев. 21:9). Впрочем, законоучители Талмуда, в соответствии со свойственной им общей тенденцией к смягчению устаревших предписаний Пятикнижия, считали, что этот закон применим лишь к замужним или помолвленным дочерям кохенов (Санх. 50б–51а). 

В эпоху царств (см. Земля Израиля (Эрец-Исраэль). Исторический очерк) храмовая проституция, как правило, связывалась с отступлением от Закона Моисея и обращением к идолопоклонству. В Библии такие цари, как Рехав‘ам и Менашше подвергаются суровому осуждению за попытки введения языческих культов, сопровождавшихся храмовой проституцией (I Ц. 14:23–24; II Ц. 21:7). Наоборот, одобрение встречают те цари, которые, как Аса (I Ц. 15:12–13) и Иехошафат (I Ц. 22:43–48), боролись с идолопоклонством и подвергали изгнанию блудников и блудниц. Внук Менашше, царь Иошияху, установил единство культа в Иерусалимском храме «и разрушил дома блудилищные, которые были при храме Господнем» (II Ц. 23:7). Храмовая проституция, связанная с идолопоклонством, беспощадно бичуется в исторических книгах Библии, особенно в книгах Пророков (см., например, II Ц. 23:4–14; Иер. 2:20; Иех. 23:37–49). Пророки пользуются образами блудниц для обличения неверности народа Израиля своему Богу (Чис. 25:1–2; Суд. 2:17; 8:27,33; Иер. 3:6; Иех. 6:9;Хош.4:12). 

В Библии не говорится о наказании за проституцию, не связанной с языческим культом, или за блуд, не связанный с нарушением определенных половых запретов (см. Половая жизнь). Требование смертной казни для любой блудницы появляется лишь у авторов эллинистического периода. Многочисленные высказывания Бен-Сиры (см. Бен-Сиры Премудрость) против проституции свидетельствуют о ее широком распространении в эллинистический период. Согласно II Макк. 6:4,Антиох IV Эпифан ввел блудниц (гетер) в Иерусалимский храм. Проституция сурово осуждается вапокрифах и псевдоэпиграфах, в так называемом Дамасском документе (см. Кумранская община), вМертвого моря свитках, в произведениях Иосифа Флавия (Древ. 4:20б) и Филона Александрийского

В Талмуде содержатся различные мнения по поводу упоминаний проституции в Библии. Разногласия касаются запретов внесения в Храм платы блудницы и брака блудницы с кохеном. Некоторые законоучители считали, что эти запреты относятся лишь к женщинам, профессионально занимающимся проституцией; существовали, однако, и другие мнения. Согласно мнению Иехудыха-Наси, первый запрет распространяется лишь на тех женщин, сожительство с которыми считается преступлением (см. Брак. Запрещенные браки), поэтому плата, полученная незамужней женщиной, занимающейся проституцией, может быть внесена в Храм (см. Майм. Яд., Иссурей ха-Мизбе‘ах 4:8). 

Галаха наложила общий запрет на проституцию как профессиональное занятие. Понятие знут стало трактоваться расширительно и применяться ко всем внебрачным половым сношениям. Сифра (Кдошим 7:1–5) утверждает, что тот, кто вручает свою незамужнюю дочь мужчине не с целью брака, а также те женщины, которые без брака отдаются мужчинам, могут наполнить мир мамзерами, так как мужчина, сожительствовавший со многими женщинами, или женщина, сожительствовавшая со многими мужчинами, и не знающие с кем, создают опасность кровосмешения: мужчина может жениться на своей дочери или выдать ее за своего сына. Это галахическое постановление основывается на двух библейских стихах (Втор. 23:18; Лев. 19:29). Слово кдеша трактовалось как относящееся ко всякой блуднице (Санх. 82а). Женщина и мужчина, уличенные в блуде, подлежали наказанию бичеванием (Майм. Яд., Ишут 1:4; На‘ара бетула 2:17). Аврахам бен Давид из Поскьераутверждал, что этот закон применим только к женщине, которая готова продать себя любому мужчине, и делал явное исключение для случаев, когда женщина отдается без брака единственному мужчине. Законоучители Талмуда сурово осуждали проституцию, однако их осуждение в большинстве случаев относится ко всем видам половой распущенности. Законоучители предостерегали от всякого контакта с проститутками: советовали не приближаться к двери блудницы (Бр. 32а; Ав. Зар. 17а) и не проходить через «рынок блудниц». Такие рынки существовали в больших городах (Псах. 113б; Кт. 64б), особенно в Эрец-Исраэль, где римляне «строили рыночные площади, чтобы содержать на них блудниц» (Шаб. 33б). Даже постоялые дворы служили публичными домами — иногда в Таргуме библейское слово зона́ переводится как пундекита (`хозяйка постоялого двора`). После разрушения Храма и во время гонений Адриана римляне насильно помещали пленных евреек в лупанарии (Ав. Зар. 17–18); иногда подобная участь постигала и пленных мужчин (Плач Р. 1:48; ср. Сив. 3:184–6; 5:387–9). Некоторых пленниц удавалось выкупить, другие предпочли самоубийство позору. Были, однако, еврейки, охотно занимавшиеся проституцией (ТИ, Та‘ан. 4; 8; 69а), а среди мужчин были сутенеры (там же, 1:4). В Аггаде имеются рассказы о развратном поведении сыновей некоторых законоучителей (БМ. 85а). Законоучители, понимавшие, что побуждение к проституции может быть сильнее побуждения к идолопоклонству (Песнь Р. 7:8), считали проституцию одной из причин разрушения Храма, а ее распространение — предвестьем скорого прихода Мессии (Сот. 9:13, 15). В Талмуде содержатся также рассказы о раскаявшихся блудницах (Ав. Зар. 17а) и о блуднице-нееврейке, ставшей прозелиткой (Сиф. Чис. 115; Мен. 44а). 

В условиях галута, там, где евреи жили в рамках общины, а их образ жизни определялся строгими правилами Галахи и традиции, внебрачные связи среди евреев были гораздо более редки, чем у нееврейского населения. Любые внебрачные половые связи рассматривались как проституция (бе‘илат знут); раввины строго осуждали всякое проявление половой распущенности в еврейской общине. Общины принимали многочисленные постановления о борьбе с любой формой проституции. Особо резкому осуждению подвергались связи между евреями и нееврейками (или еврейками и неевреями), поскольку в большинстве стран они были запрещены законами государства и церкви и могли поэтому навлечь гонения на всю общину. В некоторых странах евреи, уличенные в половой связи с христианками, карались смертью. Так, в 1498 г. в Риме некий еврей за связь с нееврейкой был подвергнут четвертованию. В Арагоне были случаи, когда юношей, уличенных в связи с нееврейками, изгоняли из родительского дома. 

Несмотря на изолированную жизнь евреев в средние века, полностью предотвратить влияние окружающего населения на евреев было невозможно. В странах, где мораль была не слишком строгой (Испания, Италия, страны Северной Африки), еврейские общины иногда вынуждены были принимать специальные постановления, чтобы оградить евреев от половой распущенности. 

Еврейские общины никогда не мирились с существованием проституции среди евреев, особенно проституции, организованной на коммерческой основе. Они энергично противодействовали любой попытке открыть публичный дом в еврейском квартале. Имеются сведения о публичных домах, закрытых по распоряжению еврейских общин в различных городах Германии и Франции в 17–18 вв. Домовладельцы-евреи, предоставлявшие помещение для публичных домов, подвергались тяжкому штрафу. Всякий еврей, узнавший о подобном случае, был обязан доложить о нем общине. Хотя протесты евреев против открытия публичных домов в еврейских кварталах не всегда завершались успехом, в ряде случаев евреям удавалось добиться их перевода в другое место. Во многих странах нахождение публичных домов в пределах города запрещалось законом, поэтому они располагались на окраинах, иногда умышленно (иногда, впрочем, и случайно) вблизи еврейских кварталов. Когда в 1480 г. в Сеговии (Испания) городские власти выделили евреям квартал в районе публичных домов, главы общины обратились с протестом к королеве Изабелле (см. Фердинанд и Изабелла), которая обещала перевести публичные дома в другое место. Случалось, что раввины закрывали глаза на посещение неженатыми членами общины публичных домов, чтобы предотвратить другие виды распутства. В респонсах имеются упоминания о еврейках, занимавшихся проституцией. Средневековая галахическая литература упоминает несколько постановлений, направленных против евреек-проституток и против евреев, посещавших проституток-неевреек. Однако имелось и постановление о том, что проститутка вправе требовать обещанную ей плату. В конце средних веков было принято постановление о том, что мужчина, посещающий проституток, не имеет права отказать своей жене в разводе. 

До начала нового времени число еврейских женщин, занимавшихся проституцией, было невелико. Проститутками иногда становились девушки из бедных провинциальных семей, нанимавшиеся в прислуги к богатым домовладельцам-евреям в больших городах (ГамбургПрага), где они оказывались вне контроля общины и подвергались различным соблазнам. Пражская община в 18 в. налагала штраф на домохозяина, уличенного в содержании проститутки, а ей запрещалось оставаться в доме как служанке. Женщину, родившую ребенка вне брака, изгоняли из общины; это иногда толкало ее на путь проституции. В Центральной Европе еврейская женщина, желавшая получить официальное разрешение властей на занятие проституцией, обычно покидала общину и крестилась. В Восточной Европе, где традиционный еврейский образ жизни сохранялся до 19 в., проституции среди евреек практически не было. Упадок традиционного образа жизни значительно расшатал устои половой морали восточноевропейского еврейства. Эмансипацияассимиляция, соприкосновение с чуждой ранее еврейству жизнью других народов сопровождались усвоением не только языка и культуры, но и порочных нравов. Особенно заметен рост проституции среди евреев первой волны массовой эмиграции из Восточной Европы в Англию и США (1880-е гг.), когда внезапный отказ от традиционного образа жизни и связанных с ним моральных представлений не компенсировался интеграцией в новой среде и усвоением ее ценностей. Различные, но связанные друг с другом факторы — рост антисемитизма, урбанизация, обнищание, утрата традиционных религиозных и моральных представлений — способствовали распространению проституции среди евреев во многих странах (в России и других странах Европы, в Аргентине, США, Северной и Южной Африке, Турции и т. д.). 

В 19 в. широко распространилась так называемая коммерческая проституция, среди организаторов которой было немало евреев. Это явление использовалось и всячески преувеличивалось антисемитской пропагандой. Английский ученый М. Райан писал в книге «Философия брака» (Лондон, 1839) о зарождении коммерческой проституции в Лондоне: «... адский процесс продолжает усиливаться, особенно в восточной части города, и осуществляется преимущественно евреями. Эти торговцы белым товаром заманивают молодых девушек в ловушки в своих логовищах беззакония, а потом продают их отвратительным развратникам...» Согласно статистическим данным, опубликованным в 1867 г. парижским ежемесячником «Аршив исраэлит де Франс», среди проституток Парижа, Лондона, Брюсселя, Гамбурга, Вены, Варшавы и Кракова процент евреек был значительно выше, чем неевреек. Коммерческая проституция получила новый стимул в связи с заселением обширных территорий в США, Аргентине, Бразилии, Южной Африке. Сведения о сутенерах-евреях, которые брали в жены еврейских девушек из Восточной Европы, стремившихся вырваться из нищеты и бесправия, увозили их в страны Южной Америки и заставляли там торговать своим телом, сохранились в протоколах судебных заседаний в архивах больших городов (Берлина, Гамбурга, Лондона и др.). В 1900 г. в этих городах было арестовано в общей сложности 578 сутенеров, из которых 214 (37%) евреи. Столь высокий процент евреев среди арестованных объясняется тем, что еврейские организации вели постоянную борьбу с проституцией и безжалостно выдавали сутенеров полиции. Большинство сутенеров-евреев были выходцами из городов и местечек Восточной Европы. Особенно много их действовало в Аргентине. Изгнанные из общины, эти «нечистые» создали собственную организацию «Цви Мигдал», которая имела в Буэнос-Айресе отдельную синагогу и кладбище. 

Распространение проституции среди евреев Российской империи было связано также с погромами1881–82 гг., с выселением евреев из деревень, которое лишило около полумиллиона человек средств к существованию (см. «Временные правила»), с изгнанием евреев из Москвы (1891) и другими антиеврейскими акциями. Известны факты, когда еврейские девушки из черты оседлостидоставали официальное разрешение на занятие проституцией — «желтый билет», благодаря которому получали право проживать в Петербурге и Москве, где они хотели получить высшее образование. 

Центрами проституции стали большие города. В 1872 г. в Варшаве еврейки составляли 70% женщин, имевших «желтый билет»; в Вильне в 1873 г. — 47%, во Львове и Кракове в 1874 г. — 27%. В 30 из 36 публичных домов, действовавших в 1889 г. в Херсонской губернии, содержались и еврейки. Руководители еврейских общин Варшавы неоднократно обращались в различные инстанции с жалобами на беспрепятственную деятельность сутенеров, которые вывозили соблазненных ими женщин за рубеж. Еврейские общины повсеместно боролись с проституцией и сутенерством. В 1905 г. в Варшаве еврейские рабочие (большей частью члены Бунда) устроили разгром содержавшихся евреями публичных домов и подпольных притонов (так называемый Альфонс-погром); среди убитых были евреи-сутенеры. 

Массовые политические выступления против «белого рабства» происходили в Нью-Йорке в 1900–1901 гг., в Чикаго в 1909 г., в Буэнос-Айресе в 1930 г. В борьбе с проституцией еврейские общины прибегали к херему и остракизму. В этой борьбе значительную роль сыграли еврейские общественные деятели, в том числе К. Дж. Г. Монтефиоре и Ш. Кохен (секретарь Еврейской ассоциации по защите девушек и женщин). 

Исследование проституции среди евреев Галиции в 1903 г. обнаружило женщин-проституток из ортодоксальных семей. 

В восточных еврейских общинах наибольшее распространение проституция получила в Марокко, особенно во время оккупации страны иностранными армиями во Вторую мировую войну. Росту проституции способствовали также переход от традиционной жизни в сельских местностях к городской и те же причины, которые вызывали её повсеместно: бедность, невежество, массовая миграция. После Второй мировой войны в Касабланке было 2,5 тыс. проституток-евреек, то есть 4%всего еврейского населения города. Еврейские общины Марокко относились к проституции терпимо, так как опасались, что жестокие меры борьбы побудят проституток к переходу в ислам. 

Коренной причиной распространения проституции среди евреев после эмансипации была аномалия еврейской жизни в галуте — разрушение традиционных устоев не сопровождалось нормализацией социального статуса еврейских масс, но порождало деклассирование, обнищание, массовые миграции, утрату моральных ориентиров. 

После Катастрофы европейского еврейства наблюдались случаи проституции среди перемещенных лиц, беженцев и уцелевших узников концентрационных лагерей

В Эрец-Исраэль перед Второй мировой войной среди евреев проституции почти не было, так как еврейское население состояло главным образом из членов религиозных общин, сохранявших традиционный образ жизни, и новых олим, выходцев из стран Центральной и Восточной Европы, где они принадлежали к среднему и высшему классам общества; среди них ведущую роль играли идеалисты, приверженцы различных течений сионистского движения. 

После создания Государства Израиль проституция стала появляться в городах, чему способствовали как ослабление традиций и старых устоев жизни, так и приток неимущих и деклассированных лиц из стран Восточной Европы, Азии и Северной Африки. В начале 1990-х гг. случаи проституции отмечались и среди выходцев из Советского Союза, а впоследствии — стран СНГ в связи со значительными трудностями в абсорбции этой массовой алии.В 2005–2007 гг. в связи с усиливающимся имущественным расслоением израильского об-ва Израиль превратился в страну, экспортирующую «живой товар» в Европу. 

Израильское законодательство не предусматривает уголовного наказания за проституцию, однако существует запрет на регулярное занятие проституцией. Закон преследует организаторов коммерческой проституции и сутенеров. Несмотря на все ограничения, в Израиле проституция существует в различных скрытых формах (например, под вывеской кабинетов массажа).Общественный дискурс на тему П. богат и разнообразен: газеты, телевидение, кино, театр и литература часто рисуют образы проституток, в основном, сочувственно, или с юмором. Об организованной коммерческой проституции и торговле «живым товаром» (в основном из стран СНГ) в 1990-е гг. – начале 2000-х гг. см. Преступность

Проституция — социальное зло, распространенное в странах с различными социальными системами. Специфические аномалии еврейского существования в галуте, способствовавшие ранее распространению проституции среди евреев, больше не существуют, но причины, порождающие проституцию, в Израиле те же, что и в других странах.

 

 

 http://www.eleven.co.il/article/13335



Создан 11 мая 2014



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Shalom - Free Jewish Dating
html clock бесплатные часы для сайта
Flag Counter  Заметки по eврейской истории Еврейские Знакомства :: JewishClub.com Покупки в Германии: авиабилеты, звонки, посылки, автомобили счетчик посещений LINK_ALT Объявления и сайты русской Германии Еврейский мир "ROT SCHILD" Вас приветствует! www.lirmann.io.ua