Ашкеназы и Сефарды. Идиш и Ладино.Караимы.Крымчаки

 

Ашкеназы и Сефарды. Идиш и Ладино.Караимы.Крымчаки




р. И.Телушкин


Ашкеназы и Сефарды. Идиш и Ладино.

Еврейское общество делится на ашкеназов и сефардов. Такое деление может показаться странным, потому что Ашкеназ — еврейское наименование Германии, а Сфарад — Испании. Однако на практике большинство евреев, происходящих из европейских семей, считаются ашкеназами, а из семей, связанных с Испанией или арабскими странами, — сефардами. Зато если вы встретите еврея по фамилии Ашкенази, то он почти наверняка сефард. Много поколений назад его европейский предок поселился среди сефардов, которые и прозвали его Ашкенази; фамильное прозвище сохранилось, даже когда его потомки давно уже превратились в сефардов.

В средние века сефарды Испании считали себя еврейской элитой. В отличие от своих собратьев в других частях Европы испанские евреи часто имели хорошее светское образование и были зажиточными людьми. Даже после своего изгнания из Испании в 1492 г. эти евреи сохранили сильное чувство групповой гордости. Сефарды, оставившие Испанию и обосновавшиеся в других местах Европы, подвергали других евреев дискриминации. В сефардских синагогах Амстердама и Лондона XVIII в. ашкеназы не могли сидеть вместе с остальными членами общины, им полагалось стоять за деревянной перегородкой. В 1776 г. в Лондоне община сефардов постановила, что если сефард вступает в брак с дочерью ашкеназов и умирает, то благотворительные фонды сефард-ской общины нельзя использовать для помощи вдове. С течением времени эти жестокие правила смягчались.

Евреев, живших в арабском мире, также называли сефардами — скорее всего, потому, что их обрядовая практика следовала обычаю сефардов, а не ашкеназов. Когда сегодня говорят об израильских сефардах, имеются в виду евреи — выходцы из Марокко, Ирака, Йемена и т.д. В США евреи из арабского мира часто добиваются больших финансовых успехов. Самая известная община сефардов в районе Нью-Йорка (более 25 тысяч сирийских евреев) обитает в Бруклине и Нью-Джерси, большинство их предков прибыли сюда из Халеба в начале века.

В среде ашкеназов также существует тенденция к самовыделению. Германские евреи часто считают себя «интеллектуальнее» своих восточноевропейских собратьев. Те из них, кто перебрался в США, внесли большой вклад в обустройство польских и русских евреев, прибывших сюда позже, и смотрят на них свысока. Когда германские евреи в 1843 г. создали организацию «Бней Брит», они сперва не разрешали евреям из Восточной Европы вступать в нее.

Восточноевропейские евреи имеют свои предрассудки в отношении собратьев из Германии. На одном из первых сионистских конгрессов русский еврей Хаим Вейцман, повздорив с делегатами из Германии, заявил: «Вы знаете, в чем проблема немецких евреев? У них чисто немецкий шарм и чисто еврейская скромность». Германских евреев прозвали тки. Это слово неясного происхождения до сих пор используется для обозначения германского еврея, хотя часто применяется и к тем, кто имеет характерные для стереотипа йеки черты: точность, быстроту и некоторую холодность.

Когда евреи жили в Испании, они говорили по-испански, хотя и с сильным еврейским влиянием. После своего изгнания они продолжали говорить на иудео-испанском наречии, получившем название ладино. Сегодня на ладино говорит довольно мало людей. За последние годы многие классические литературные труды на этом языке переведены на иврит и английский.

В Европе многие евреи говорили на идише, еврейском языке, основанном преимущественно на немецком и иврите.

Как правило, евреи использовали идиш там, где они не обладали равными правами. Евреи Польши и России, например, говорили на идише, в то время как подавляющее большинство евреев Франции и Германии пользовались французским и немецким. Когда евреи мигрировали в страны, где они имели равные права, идиш обычно использовался лишь первым поколением. В 1920-е годы в Нью-Йорке ежедневно продавалось по 200 000 экземпляров газет на идише.

Идиш — необычно колоритный язык, и в США многие из его наиболее ярких слов вошли в лексикон неевреев. Кибуц — слово на идише, так же как и два обозначения неудачника: шлемиль и шлемазл. В еврейском фольклоре говорится, что шлемазл — это тот, кто обязательно проливает чай из стакана, а шлемилъ — кто всегда падает. Другие еврейские слова, часто употребляемые американцами, — менч («хороший человек»), мешуга («псих»), и йена («болтун»).

Идиш еще используется в хасидских общинах. Однако было бы преждевременным предсказывать умирание этого языка. Нобелевский лауреат 1978 г. Ицхак Башевис-Зингер, пишущий на идише, отметил, что упадок языка идиша предсказывали уже в момент его приезда в США в 1935 г., тем не менее этот язык до сих пор живет — в блаженном неведении, что его считают мертвым.

 

 

 

http://jhist.org/teacher/04_109.htm

 

 



Михаил Этингоф 

Караимы 

 

 




         Точное происхождение караимов неизвестно. Существует несколько версий и легенд. Приведем широко распространенную версию, с которой согласны многие ученые, изучающие иудаизм.

 

*** 

 

        При рассмотрении проблемы караимов следует иметь в виду, что они знают иврит и исповедуют иудаизм. Причем сами караимы считают, что их вера более правильная, чем даже у ортодоксальных евреев. В 586 году до н.э. царь Вавилонии (современный Ирак) Навуходоносор II подавил еврейское восстание, разрушил Иерусалим и Иерусалимский Храм и покончил с Иудеей. Чтобы окончательно ликвидировать беспокойное еврейское царство, он забрал в свою столицу Вавилон (Багдад) наиболее выдающихся жителей, оставив на родине лишь самых бедных евреев. С тех пор и на многие века центром иудаизма стал Багдад. Там были йешивы (еврейские школы), раввины и ученые, изучающие и комментирующие Тору. Там был записан так называемый Вавилонский Талмуд, которого придерживаются сейчас верующие евреи и первый том которого недавно был издан в Москве на русском языке. В Багдаде и возникла секта караимов. 
        Караимы откололись от еврейской общины Багдада в VIII веке, образовав отдельную секту. Суть их разногласий с ортодоксальными евреями состояла в том, что они отвергали Устный Закон (Талмуд) и настаивали на буквальном исполнении Торы. 
         Как известно, иудаизм базируется на двух основополагающих источниках - Торе и Талмуде. Свитки Торы Б-г вручил Моисею на горе Синай. Тора содержит 613 заповедей, обязательных для исполнения каждым религиозным евреем. Однако в Торе не сказано, как выполнять те или иные заповеди применительно к разным жизненным ситуациям. Поэтому на протяжении веков раввины и мудрецы толковали и разъясняли заповеди Торы и создавали комментарии к ним. Так появился Устный Закон (так называемая Устная Тора), который передавался от учителей к ученикам. 
        Однако после поражения Великого восстания евреев против римской оккупации, когда погибли сотни тысяч евреев, возникли опасения, что Устный Закон может быть забыт и решили его записать. Так был создан Талмуд (так называемый Иерусалимский Талмуд). Вот Устный Закон и не признавали караимы. В результате караимы быстро начали придерживаться ритуала, разительно отличающегося от ритуала остальных евреев. Например, караимы в соответствии с Торой не использовали в субботу никакого огня и весь день проводили в темноте, не выходили в субботу никуда из дома кроме синагоги и т.п. Короче говоря, караимы считали, что придерживаются истинной религии Библии, а Талмуд и Устное Предание лишь извратили иудаизм. В первые века (!) своего существования караимы успешно привлекали сторонников. Однако начиная с Х века численность общины караимов никогда не увеличивалась, но и не исчезла до сих пор, что неплохо для секты, которой уже двенадцать веков. В разное время центр движения караимов помещался в Израиле, Испании, Византии, Египте. В позднем средневековье крупные караимские общины возникли в Литве и в Крыму. В России в ХIХ век караимы были официально признаны особой конфессией, на них не распространялось дискриминационное антисемитское законодательство. Это буквально спасло тысячи караимов веком спустя, когда Германия вторглась в Советский Союз. Один из самых странных эпизодов Второй мировой войны - обращение нацистов к трем еврейским ученым (Калмановичу, Балабану и Шипперу) с вопросом, считаются ли караимы этническими евреями. Чтобы спасти жизнь евреев, все трое ученых солгали, заявив о нееврейском происхождении караимов. 
        Сегодня в мире насчитывается около десяти тысяч караимов, большинство из которых живет в Израиле. Руководят ими их собственные раввины.

 

***

 

        Возможно также, что караимы возникли еще раньше из остатков ранних еврейских сект (таких, как саддукеи), живших в Палестине при царе Ироде (37-4гг. до н.э.) и также подвергавших сомнению Устную Тору и лишь позднее в Багдаде сформировались в серьезную секту.

 

***

 

        Таким образом, у большинства евреев и еврейских ученых нет достаточных оснований сомневаться в том, что караимы - этнические евреи.

  

КРЫМЧАКИ́, еврейская этнолингвистическая группа (община). До Второй мировой войны крымчаки в основном населяли Крымский полуостров. Самоназвание евреев Крыма дороссийского периода иехуди или срэл балалары (`сыны Израиля`). В петиции царю Александру I (1818) крымчаки именовали себя бени Исраэл (`сыны Израиля`). Лишь в сравнительно позднее время (конец 19 в. – начало 20 в.) они стали пользоваться в качестве самоназвания словомкирымчах от русского «крымчак». Название «крымчаки» («евреи-крымчаки») впервые появляется в официальных русских источниках с 1859 г. По-видимому, этот термин был призван отличать крымских евреев-раббанитов от живших там же караимов, а также от ашкеназов.

В документах крымских ханов до захвата полуострова Россией (1783) члены общины именуются иехудилер, то есть «евреи»; так же обозначаются и караимы. Различие между этими двумя группами не проводится ни в документах европейских колоний в Крыму, ни в книгах европейских путешественников, посещавших Крым в средние века. В разговорном языке крымских татар крымчаки назывались зюлюфлю чуфутлар (`евреи с пейсами`), а караимы —зюлюфсюз чуфутлар (`евреи без пейсов`). О языке крымчаков, близком крымско-татарскому языку, см. Крымчакский язык.

В 14–16 вв. главным центром крымских евреев-раббанитов являлся город Каффа (ныне Феодосия); однако уже в конце 18 в. большинство евреев проживало в Карасу-Базаре (ныне Белогорск), который продолжал оставаться основным центром крымчаков вплоть до середины 1920-х гг., когда большая их часть переселилась в Симферополь.

Согласно переписи, проведенной турками во времена султана Сулеймана I (1520–66), в Каффе жили 92 еврейские семьи и один еврей-бобыль, то есть, согласно принятым демографическим критериям, — около 460 человек. Общее число крымчаков достигало тогда 500–700 человек. Согласно русским официальным данным конца 18 в., в Карасу-Базаре было 93 еврейских дома, то есть около 460–470 душ. К началу 19 в. в Крыму жили около 600 крымчаков. В петиции Александру I (см. выше) говорится о 150 дворах, то есть о 750 душах. Из 2837 евреев-раббанитов, проживавших в Крыму в 1847 г., подавляющее большинство составляли крымчаки. Перепись 1897 г. определила 3345 крымчаков, проживавших в Крыму; на Черноморском побережье Кавказа проживало еще 153 еврея-раббанита, говоривших на «татарско-турецком» языке.

С конца 19 в. началось расселение по другим городам Крыма крымчаков, до того сосредоточенных в Карасу-Базаре (в 1897 г. — 1912 человек). В 1890-х гг. в Симферополе проживало около 100 крымчаков, в Бахчисарае — около 200. В 1902 г. было отмечено присутствие крымчаков в Феодосии, Алуште, Ялте, Евпатории и Керчи. По-видимому, в конце 19 в. – начале 20 в. небольшое число крымчаков переселилось в Эрец-Исраэль.

В 1912 г. число крымчаков достигло 7,5 тыс.. Из них в Карасу-Базаре проживало 2487 человек, примерно столько же — в Симферополе, 750 – в Феодосии, 500 – в Керчи, 400 – в Севастополе, остальные — в 28 других городах Крыма и Кавказа. Советская перепись 1926 г. отмечает уменьшение численности крымчаков: во всей стране их насчитывалось 6383 человека, из них шесть тысяч — в Крыму. Уменьшение численности крымчаков связано с гражданской войной и голодом 1921–22 гг., во время которого погибло около 700 членов общины, а также с эмиграцией в Эрец-Исраэль (около 200 человек) и США (около 400 человек). Согласно этой переписи, 98,4% крымчаков жили в городах, 74,1% объявили крымчакский язык родным.

Ввиду общего уменьшения еврейского населения в Крыму (45 926 человек) процент крымчаков в нем вырос с 11,7 (1897) до 13,1 (1926). Основная концентрация крымчаков приходилась на Симферополь. Перед нападением Германии на Советский Союз (1941) число крымчаков приближалось к 9,5–10 тыс. Большинство их, как и прежде, проживало в Симферополе, Карасу-Базаре, Керчи, Феодосии и Севастополе; 500–700 крымчаков — на Черноморском побережье Кавказа (Новороссийск, Сухуми); 200–300 — по всей территории Советского Союза, в основном в его европейской части.

Подавляющее большинство крымчаков было уничтожено гитлеровцами в 1941–42 гг. В 1948 г. десять крымчаков (две семьи) проживали в Карасу-Базаре, 150 – в Феодосии, 100 – в Керчи, 400 – в Симферополе, и несколько — в Евпатории, Севастополе и Джанкое. Во всем Крыму насчитывалось 700–750 крымчаков. В целом по окончании Второй мировой войны в Советском Союзе осталось в живых не более 1,4–1,5 тыс. крымчаков. Гитлеровцы уничтожили около 3/4 этой общины; около тысячи крымчаков находились в Эрец-Исраэль и США.

По данным советской переписи 1959 г. из 1,5 тыс. крымчаков лишь для 189 родным языком продолжал оставаться крымчакский. По переписи 1970 г. из евреев Крыма 71 человек в качестве родного языка назвали не русский, не украинский и не идиш. Возможно, это были крымчаки, которые все еще говорили на родном языке. В 1970–80 гг. численность крымчаков, по некоторым данным, сократилась не менее чем на 15%, то есть снизилась до 900 человек; однако по другим оценкам она составляла в 1982 г. около двух тысяч человек. Остатки общины быстро растворяются в окружающем русском и украинском населении.

В конце 19 в. – начале 20 в. группа крымчаков, переселившаяся в Эрец-Исраэль, усвоила сефардский молитвенный толк (носах сфаради). До 1981 г. в Тель-Авиве существовала крымчакская синагога. В Израиле крымчаки в основном смешались с остальным еврейским населением и не образуют отдельной общины. Подавляющее большинство крымчаков, эмигрировавших в США, смешалось там с евреями-ашкеназами.

Хотя уже в 13 в. часть евреев Крыма стала тюркоязычной, а окончательное оформление крымчаков как особой этнолингвистической группы произошло в 14–16 вв., согласно мнению ряда историков (в том числе С. Дубнова), существует прямая преемственность этой общины с древнейшим еврейским населением Крыма.

Боспорский период. Появление евреев в Крыму связано с эллинистической колонизацией берегов Черного моря (2–1 вв. до н. э.). Очевидно, евреи прибыли в Крым из Малой Азии. В то же время не исключено переселение евреев в Крым с Кавказа (через Таманский полуостров) со времен ассирийского и вавилонского пленения (7–6 вв. до н. э.).

Первые свидетельства о евреях в Крыму относятся к 1 в. н. э. Это, в основном, документы об освобождении рабов их владельцами-евреями и надгробные надписи, обнаруженные главным образом в юго-восточной части Крыма и на Таманском полуострове, входивших в Боспорское царство.

Документы об освобождении рабов (1 в. – первая половина 2 в. н. э.) обязывают их регулярно посещать синагогу под контролем еврейской общины. Таким образом, эллинизированные еврейские общины Боспорского царства, свободные от преследований и ограничений, пополнялись за счет обращения в иудаизм освобожденных рабов. Кроме того, к еврейским общинам примыкали так называемые себоменой (по-гречески `почитатели`) — неевреи, частично исполнявшие предписания еврейской религии (см. Еврей, Иудействующие). Влияние еврейской религии сохранялось и в начале 4 в., о чем свидетельствует надпись о постройке синагоги в Пантикапее (ныне Керчь) одним из высших боспорских чиновников.

О занятиях евреев Крыма этого периода известно мало; по-видимому, они занимались в основном ремеслами и торговлей. Евреи состояли и на государственной службе, включая службу в армии (об этом свидетельствует надгробная плита 1 в. н. э. из Тамани). Надгробные памятники 3–4 вв., где наряду с греческими надписями имеется надпись на иврите, а также встречаются еврейские собственные имена и символы, свидетельствуют о частичном слиянии групп евреев, в меньшей степени подвергшихся влиянию эллинистической культуры, с эллинизированными евреями — старожилами Крыма. Во 2–3 вв. евреи распространялись на запад вдоль южного побережья Крыма. В 300 г. евреи упоминались в Херсонесе (на юго-западе Крыма) в связи с восстанием местного населения против насильственного распространения христианства.

Иероним свидетельствовал о наличии евреев в Боспорском царстве в конце 4 в. – начале 5 в. Среди них якобы были потомки семей, изгнанных ассирийцами и вавилонянами, а также попавших в плен воинов Бар-Кохбы (см. Бар-Кохбы восстание).

Вторжение гуннов (370-е гг.), разрушившее Боспорское царство, и возникновение на его развалинах Алано-Гуннского государства (существовало до начала 6 в.) способствовали дальнейшей деэллинизации евреев Крыма. Подтверждением этому являются надгробия этого периода, обычно безымянные, только с изображением семисвечника и других еврейских символов. В начале 6 в. территория бывшего Боспорского царства была занята Византией. Пребывание евреев в 7 в. на юго-востоке Крыма подтверждается свидетельством византийского хронографа 8 в. Феофана. В районе Тамани обнаружены еврейские памятники, датируемые 6–8 вв.

Хазарский период. В середине 7 в. большая часть Крыма была занята хазарами (см. Хазария), владения которых включали юго-восточный Крым (бывшая территория Боспорского царства), степи северного Крыма и горную область на юго-западе Крыма — Готию, частично населенную германским племенем готов. В начале 8 в. после продолжительных столкновений установился достаточно прочный мир между Византией, сохранившей в своих руках Херсон (прежде Херсонес), и Хазарией, под властью которой оказалась остальная часть Крыма.

Крым превратился в одну из западных пограничных областей Хазарского государства; возможно, что евреи Крыма сыграли значительную роль в процессе иудаизации хазар, завершившемся окончательным принятием иудейской религии (конец 8 в. – начало 9 в.) правящим слоем и частью населения Хазарского государства. Очевидно, в это время приняла иудаизм также часть крымских готов. Еврейское население Крыма увеличилось также за счет еврейских беженцев, в основном из Византии, где периодически происходили гонения на евреев (в 843 г., 873–874 гг. и 943 г.).

Большое влияние на еврейскую религию в Крыму (в частности на формирование так называемого «крымского ритуала») оказали византийские евреи-беженцы и поддержание связей с еврейским центром в Вавилонии. Видимо, в 909 г. в Каффе была построена самая древняя из всех известных на нынешней территории Советского Союза синагога. Некоторые источники упоминают ряд живших в Крыму составителей религиозных гимнов (пайтаним; см. Пиют), например, Аврахам бен Симха ха-Сфаради (вторая половина 10 в. – 1027 г.). Среди занятий еврейского населения источники упоминают выделку шелка, окраску тканей и торговлю.

С середины 9 в., в связи с вторжением угров (венгров), печенегов и славян Киевской Руси, а также с возобновлением войн с Византией, власть хазар в Крыму ослабевает. Гонения на евреев в Византии (932–936) принудили многих из них бежать в Хазарию. Война (примерно 940–941 гг.) между Русью, подстрекаемой Византией, и Хазарией привела к отвоеванию южной и юго-западной частей Крыма (вплоть до Херсона) хазарским войском во главе с полководцем Песахом. Попытки византийской церкви обратить евреев Крыма в христианство не увенчались успехом.

Хазарский царь Иосиф в письме к Хисдаю Ибн Шапруту (960?) утверждал, что он властвует, среди прочего, над 12-ю поселениями в Крыму и на Тамани. Наиболее значительные еврейские общины были в городах Самкуш, или Самкерш (Тмутаракань), Судак, Мангуп (Дорос). Персидский географ Ибн ал-Факих ал-Хамадани (начало 10 в.) называет город Самкуш «еврейским». Кроме того, известны крупные еврейские общины в городах Солхат (бывший Фуллы, ныне Старый Крым), Феодосия (Каффа) и Херсон (где еще в 861 г. проповедник православия Кирилл застал сложившуюся еврейскую общину, которая включала и принявших иудаизм хазар), очевидно, не находившиеся под хазарским управлением.

После поражения, нанесенного хазарам князем Святославом в 965 г., начинается упадок Хазарского царства. В 1096 г. византийский император Алексей I распорядился изгнать из Херсона всех евреев и конфисковать их имущество. Херсонские изгнанники осели, по-видимому, в невизантийских районах Крыма. Но и через 60–70 лет евреи все еще населяли его византийскую часть. Биньямин из Туделы сообщает о существовании общины евреев-раббанитов в городе Согдия (ныне Судак) — одном из важнейших Крымских портов. В эту эпоху еврейство Крыма фактически являлось периферийной частью общины романиотов, родным языком которой был греческий.

Исповедовавшие иудаизм хазары, по-видимому, растворились в еврейском населении Крыма. Среди евреев-иммигрантов были также караимы. Путешественник Птахия из Регенсбурга (в 1175? г.) подтверждает существование в районе Азовского моря групп евреев, обычаи которых тождественны обычаям караимов. Еврейство Крыма продолжало поддерживать связи с еврейством Византии и стран ислама. Об этом свидетельствует отклик евреев Крыма на мессианское движение Давида Алрои (начало 12 в.).

Татарский период. В 1239 г. степная часть Крыма была занята татаро-монголами и вошла в состав Золотой Орды. На южном побережье Крыма с 1266 г. обосновались генуэзские колонии — Каффа (Феодосия), Судак, Балаклава, Воспоро (Керчь). Генуэзцы называли Крым (в особенности восточный) «Газария» (Хазария). В юго-западном Крыму (бывшая Готия) существовало до 1475 г. христианское княжество Феодоро. Благодаря генуэзским колониям Крым становится важным центром торговли, привлекшим к себе значительное число еврейских иммигрантов из стран Востока (Персии, Малой Азии, Египта) и Запада (Италии, затем Испании).

Экономическое процветание еврейских общин способствовало их культурному подъему. Книга Аврахама Кирими (то есть Крымского) «Сфат ха-эмет» («Язык истины», 1358) является первым дошедшим до населения оригинальным произведением евреев Крыма. Это комментарий к Пятикнижию, написанный с рационалистических позиций. Книга Кирими создана по просьбе его ученика и друга караима Хизикияху бен Элханана, что свидетельствует о дружественных отношениях между раббанитами и караимами в этот период в Крыму. Значительное влияние на А. Кирими оказал романиотский теолог Шмария Икрити (1275–1355). Согласно некоторым источникам, Солхат, город, в котором родился и жил А. Кирими, был в то время важным центром еврейского рационализма.

С 14 в. общины караимов сосредоточились в Чуфут-Кале (на иврите Села ха-иехудим) и Мангупе — столице княжества Феодоро, тогда как большая часть евреев-раббанитов проживала в Солхате, а позднее — в Карасу-Базаре. Однако крупнейшая еврейская община Крыма была в Каффе, где жили как раббаниты, так и караимы.

С середины 15 в. усиливается натиск новообразованного Крымского ханства и Турции на генуэзские колонии в Крыму. Пытаясь уменьшить столкновения между различными национально-религиозными группами в колониях, которые приводили, в частности, к попыткам насильственного крещения евреев и грабежа имущества, генуэзские власти издали в 1449 г. устав для черноморских колоний, один из разделов которого подтвердил свободу и безопасность исповедания всех религий, в том числе и еврейской. И в последующие годы, вплоть до захвата Каффы турецкими войсками (1475), инструкции из Генуи предписывали не вмешиваться в дела евреев.

Еще до занятия Каффы турками некоторые евреи города завязывали связи с двором Крымских ханов в Солхате. Один из них, купец Хозя Кокос, был в 1472–86 гг. посредником в переговорах между великим князем Московским Иваном III и Крымским ханом Менглы-Гиреем, причем часть переписки велась на иврите. В русских и генуэзских источниках упоминается также князь Таманский Захария, которого в Московском государстве, ведшем с ним переговоры (конец 15 в.), считали евреем.

С конца 15 в. в Крым стали прибывать евреи из Литовского государства — как захваченные в плен татарами во время нападений на Литву, так и изгнанные оттуда в 1495 г. Среди плененных в 1506 г. был раввин Моше бен Я‘аков из Киева (Моше ха-Голе, 1448–1520?, см. ниже).

Столетия татарского господства в Крыму привели к значительной ориентализации евреев Крыма. Они в значительной мере переняли язык, обычаи и нравы татар-мусульман. Уже в 13 в. часть евреев Крыма перешла на тюркский язык. Библия была переведена на крымчакский язык. Упадок торговли привел к увеличению удельного веса ремесла и сельского хозяйства среди занятий евреев Крыма. В Мангупе и Чуфут-Кале многие евреи занимались выделкой кож и горным огородничеством, в юго-западном Крыму и около Каффы — садоводством и виноградарством.

Для защиты личности и имущества от посягательств местных феодалов евреи-купцы получали так называемые ханские ярлыки (грамоты). Первые ярлыки, выданные евреям Карасу-Базара и Чуфут-Кале, известны с конца 16 в. – начала 17 в., но, очевидно, они выдавались и раньше. Специфичным для крымских евреев было посредничество при выкупе еврейских пленных (см. Пленных выкуп), захваченных татарами при набегах на Польско-Литовское государство, и предоставление убежища евреям-изгнанникам (в том числе бежавшим от резни 1648–49 гг. на Украине; см. Б. Хмельницкий).

На протяжении всей своей истории крымчаки ассимилировали евреев, выходцев из других общин: из Вавилонии, Византии, Хазарского царства, Италии и с Кавказа (см. Грузинские евреи), а также ашкеназов, которые попали в Крым в числе пленников, захваченных татарами, или бежали от погромов, а позднее переселялись в Крым по экономическим причинам.

О различном происхождении крымчаков свидетельствуют их фамилии, большинство из которых характерны для евреев тюркоязычных стран (Демарджи, Кая, Колпакчи, Бакши, Куюмжи, Женгин и другие); некоторые указывают на связь с Малой Азией (Токатли, Ханбули, Измерли) или с Кавказом (Абаев, Гурджи); другие — на происхождение из Италии и Испании (Абрабен, Анджело, Конфино, Ломброзо, Пиастре, Манто, Чепиче, Конорто, Тревгода). Имеются фамилии ашкеназского происхождения: Берман, Варшавский, Вайнберг, Лурье, Зельцер, Фишер, Лехно, Соловьев и другие. Некоторые фамилии несут в себе иврито-арамейский элемент: Рофе, Шамаш, Бахур, Нееман, Гибор, Хахам, Песах, Пурим, Раббену, Бен-Товим, Кохен, Леви, Шалом, Мизрахи, Ашкенази, Рабби и другие.

До завоевания Крыма Россией все группы евреев-раббанитов, попадавшие в Крым, сливались с общиной крымчаков (лишь в 19 в. – начале 20 в. в Крыму сложилась отдельная ашкеназская община). Смешение в Крыму выходцев из разных общин привело к возникновению там особой формы молитв, обряда, включающего элементы, характерные для различных толков (минхаг Каффа). Традиции крымчаков испытали сильное влияние различных течений еврейской мистики: Хасидей Ашкеназ, каббалы (Зохар, лурианской и в особенности практической). Примирению различных толков и выработке единой формы обряда способствовало появление в Крыму рабби Моше бен Я‘акова из Киева (Моше ха-Голе), который составил новый молитвенник «Махзор минхаг Каффа» и установил правила общинного устройства.

Крымчакский молитвенный толк окончательно оформился в 16–17 вв. под преобладающим влиянием Константинополя и Эрец-Исраэль. В 18 в. еврейскую общину Карасу-Базара возглавлял видный талмудист Давид Лехно (умер в 1735 г.), автор введения к молитвеннику «Махзор минхаг Каффа», содержащего информацию о жизни и обычаях крымчаков, и сочинений «Мишкан Давид» («Обитель Давида»), посвященных грамматике языка иврит, и «Двар сфатаим» («Речение уст») — хроника крымских ханов.

Российский период. Успешная борьба караимов против применения к ним антиеврейских законов Российской империи (см. Караимы) и переселение их из старых разрушенных городов-крепостей в другие районы Крыма, обусловленное экономическими причинами, способствовали полному разрыву между караимами и крымчаками.

В 1866–99 гг. главным раввином Карасу-Базара был уроженец Иерусалима Хаим Хезекия Медини (1832–1904), деятельность которого весьма способствовала повышению духовного и культурного уровня общины крымчаков. При нем усилилось влияние сефардов на крымчаков. Он внес ряд изменений в обычаи общины, основал несколько школ и иешиву. В монументальном многотомном труде «Сдей хемед» («Поля красоты») Медини подробно описал традиции крымчаков и дал собственные такканот. В 1899 г. Медини вернулся в Эрец-Исраэль, где издавал религиозную литературу с переводом на крымчакский язык.

Существовавшее среди крымчаков многоженство исчезло к началу 19 в. Девушки выходили замуж в раннем возрасте; допускались браки между сравнительно близкими родственниками (например, между дядей и племянницей). Вдовы не вступали во второй брак, так как муж и жена считались неразлучными и после смерти. Свадебные обряды отличались некоторыми особенностями. Быт крымчаков напоминал быт крымских татар. Патриархальный порядок в семье сохранился до конца 19 в.

Среди крымчаков были распространены различные суеверия, связанные с усиленными занятиями каббалой. Однако особое значение крымчаки придавали добрым делам, почитая первой и важнейшей заповедью «возлюби ближнего как самого себя». Среди них были широко распространены различные виды благотворительности, забота о вдовах и сиротах. Нищих среди крымчаков не было, бедняки получали от общины дрова, муку и свечи.

В 19 в. крымчаки были маленькой, очень бедной общиной, почти не затронутой европейским просвещением. Большинство крымчаков занималось ремеслами, меньшинство — земледелием, садоводством и виноградарством, лишь немногие — торговлей. Ввиду бедности община крымчаков Карасу-Базара в 1844 г. просила освободить ее от свечного сбора (см. Коробочный сбор). Просьбу власти не удовлетворили. В 1848 г. к карасубазарскому обществу присоединили феодосийское, но только по коробочному и свечному сборам. 140 крымчаков основали в 1840 г. сельскохозяйственную колонию Рогатликой, однако в 1859 г. крымчаки — земледельцы этой колонии были переведены в статус мещан города Карасу-Базар, а их земли переданы русским переселенцам-христианам.

В результате заступничества новороссийского генерал-губернатора графа А. Строганова запрет евреям приобретать в Крыму земельную собственность не был утвержден царским правительством (1861). Отношение русской администрации к «евреям-талмудистам» Крыма было сравнительно мягким. Общине были предоставлены некоторые льготы в области налогообложения и рекрутчины. Уже в докладе новороссийского генерал-губернатора графа М. Воронцова министру внутренних дел (1843) содержится, наряду с характеристикой особенностей крымчаков, довольно положительная оценка их образа жизни.

Крымчаки создали богатый фольклор. Обнаружены сборники легенд, песен, загадок и пословиц общины («джонки»), написанные от руки еврейскими буквами и передававшиеся из поколения в поколение. Образцы фольклора крымчаков публиковались неоднократно в оригинале и в переводах на русский язык, идиш и иврит. Литература на крымчакском языке включает кроме фольклорных произведений главным образом переводы религиозных текстов. Самое большое собрание книг и рукописей на этом языке хранится в Публичной библиотеке имени М. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург).

Лишь в начале 20 в. в Крыму впервые были открыты две начальные школы для детей крымчаков с преподаванием на русском языке — в Симферополе (1902) и в Карасу-Базаре (1903). С 1911 г. по 1921 г. директором школы был выпускник Виленского учительского института (первый крымчак, получивший высшее образование) И. С. Кая (1887–1956), который вел просветительскую работу среди крымчаков и написал много работ, посвященных их истории и этнографии. С приобщением крымчаков к русской культуре в начале 20 в. некоторые из них приняли участие в революционных движениях. Многих привлекло сионистское движение. Представители крымчаков были делегатами 7-го Съезда сионистов России (май 1917 г.).

После революции крымчаки подверглись тем же социально-демографическим процессам, что и другие еврейские этнолингвистические группы. Наряду со значительным повышением уровня образования крымчаков происходил процесс распада традиционного быта. Голод 1921 г. вынудил значительную часть общины Карасу-Базара (в том числе И. С. Кая) переселиться в Симферополь. Многие крымчаки, становясь врачами, инженерами, преподавателями, порывали связи с родной общиной. Ленинградский инженер М. А. Тревгода, крымчак по происхождению, — лауреат Государственной премии.

В октябре 1941 г. Крым был оккупирован германскими войсками. Лишь незначительной части крымчаков удалось эвакуироваться. Не будучи уверенными в принадлежности крымчаков к «еврейской расе», оккупационные власти запросили Берлин и получили ответ, что крымчаки должны быть уничтожены, как и другие евреи. Из 40 тыс. евреев Крыма, уничтоженных нацистами, около шести тысяч были крымчаки. Согласно отчету эйнзацгруппен D, за период с 16 ноября по 15 декабря 1941 г. в Западном Крыму было уничтожено 2504 крымчака. 11 декабря были расстреляны близ деревни Мазанка крымчаки из Симферополя; 4 декабря — крымчаки в Феодосии, тогда же были уничтожены крымчаки Керчи. 18 января 1942 г. в Карасу-Базаре около двух тысяч было умерщвлено газом в «душегубках».

Крымчаки сражались в рядах советской армии и партизанских отрядах. Среди многих крымчаков, погибших в боях, поэт Я. И. Чапичев (1909–45), которому было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. В партизанских действиях отличились Я. Манто, С. Бакши и многие другие. Различными аспектами истории и этнографии крымчаков занимались П. Лякуб (?–1891), С. Вейсенберг, И. С. Кая, В. И. Филоненко («Крымчакские этюды», «Рочник ориенталистычны», 1972). Однако систематического исследования истории, культуры, языка и литературы крымчаков до сих пор нет. Житель Ленинграда Е. Пейсах, по происхождению крымчак, собрал большую коллекцию крымчакского фольклора и работал над составлением крымчакско-русского и русско-крымчакского словаря. Материалы по истории и культуре крымчаков собирали израильский ученый И. Керен (1911–81), сын И. С. Кая инженер Л. И. Кая (1912–88).

История крымчаков в советское время тесно связана с историей других этнолингвистических групп. Остатки крымчаков подвергаются процессу быстрой ассимиляции, лишь в незначительной степени сохраняя свои этнические особенности и самосознание. В послевоенный период в Советском Союзе крымчаков тенденциозно определяли как особую «народность» смешанного, в основном нееврейского этногенеза.

 

 

 

http://www.jewukr.org/content/index.php/2012-01-30-00-22-39/318-2012-01-30-00-18-50



Обновлен 25 сен 2012. Создан 28 июн 2012



  Комментарии       
Всего 1, последний 7 мес назад
ВАНЯ 17 апр 2017 ответить
Все.. , - живущие на земле , ( включая россиян...), должны, -

уяснить для себя - ( как..," Отче наш "...)!

ВСЁ .., - ЧТО НЕСПРАВЕДЛИВО , ( ПРЕД.., - БОГОМ, - СУДЬЁЙ

ЖИВЫХ И МЁРТВЫХ - ГАРАНТОМ.., - ЗАКОНА ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ...), -

НЕЗАКОННО - ПРОКЛЯТО ..!

Для примера..!

Господь .., - Бог , - сотворил небо и землю , и все богатства

земли дал человеку , - бесплатно .., " и благословил их Бог

".., и сказал..,

"плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте

ею".., - (Быт.1:28).



А ВОЛЯ.., - ВСЕВЫШНЕГО , - СВЯТА..!

ГОРЕ .., - ЯЗЫЧНИКАМ И НЕВЕРНЫМ , - ОСКВЕРНИВШИМ СВЯТЫНЮ..!


И мы знаем .., - что в СССР , все богатства земли, -

принадлежали народу ..!

Но, Неонацист .., - Иуда Путин , ( разделяющий россиян , - на

титульные и не титульные нации ...), заявил, - что , если в

России, - будут низкие цены , ( например ...), на

энергоносители - ( газ, ГСМ...), то, - это плохо отразится ,

- на экономике России ..!

В подобного рода.., - бред - ( сивой кобылы, - в сырую погоду

...),может поверить , - только дебил..!


В СССР .., - БЫЛИ НИЗКИЕ ЦЕНЫ , - НА ЭНЕРГОНОСИТЕЛИ И Народ,

процветал .., - как заповедал Бог , - плодился и размножался,

на зависть врагам, - жидобандитам - ТАЛМУДистам, -


( которые .., - как показала жизнь , не дремали но , - в

совершенстве, владея искуством обольщения.., - проникли , во

все властные структуры СССР - включая руководство КПСС и СМИ

, - и развалили СССР.., - заложив , прочное основание, -

грядущему падению жидофашизма .., говорит Господь , с лукавым

поступающий по лукавству его...)!


Единственное , на что .., - во - истину , плохо , - могут

отразиться , низкие цены на энергоносители ,( и др...),в

России , это , - на планы жидооккупантов - ( постепенное ..,

- очищение России , - от коренных народов , и заселение

России , жидами.., - ТАЛМУДистами - жидофашистами, -

проклятыми Богом...)!

Жидобандиты .., - особо и не скрывают , - своих зловещих

планов ..!

Иуда Путин .., - открыто , призывает жидов , - заселять

очищенные ,( ИМ...), от коренных народов , - земли -

(чечены.., - которых жиды "откармливают" . - нужны жидам , не

больше чем "пушечное мясо", - против всей России...)!


Экономика .., - Советского союза , - находилась в состоянии

застоя ..,( извращая , - историческую правду...), - говорит

лукавый - жидофашистские СМИ России..!




Это , такая же.., - жидобандитская ложь - (извращение

исторической правды ...), как и то , - что за всю историю

России , только при изменнике Родины - Иуде Ельцине , Россия

, - впервые стала процветать..!

Эту .., - чудовищную ложь , - пропагандирует сегодня

..,"Ельцин Центр",который выстроил , на украденные у народа

деньги .., - сатанист, - Иуда Путин - лжец и человекоубийца

..!


Справка.., - Иуда Ельцин , жидофашист , - принимавший,

активное участие , - в развале СССР - (принесший народу, -

неисчислимые страдания ...)!

НЫНЕ.., - Жидооккупанты , - глумясь над памятью жертв,

жидофашистской оккупации.., - вопреки воли народа , - возвели

памятник , - государственному преступнику - Иуде Ельцину..!

Жидобандиты из Кремля .., - разрушили , - основополагающий

институт , ИСТИННОГО НАРОДОВЛАСТИЯ - ( БОГОУГОДНЫЕ .., -

НАРОДОМ ИЗБИРАЕМЫЕ СУДЫ...), бывший в СССР, как говорит

Господь..," изберите себе .., - мужей мудрых, разумных и

испытанных" - ( Втор.1:13-18)!



И ТЕПЕРЬ, Жидобандиты .., - заявляют ..," что только , - суд

назначенный ими - ( жидами...), может назвать , - их - (

жидов...), - преступниками..!

НО , РАЗВЕ СУД .., - НАЗНАЧЕННЫЙ ВОРОМ , НАЗВЁТ СВОЕГО

ХОЗЯИНА, - ПРЕСТУПНИКОМ.., ГОВОРИТ ГОСПОДЬ .., - БОГ -

СЕРДЦЕВИДЕЦ..!?

Попробывали бы .., - евреи , подать в суд , - на Гитлера - (

проводившего политику геноцида.., - против евреев...),в

фашистской Германии..!


Но , сегодня .., - мало кто сомневается, что Гитлер , -

преступник - (такая же участь, - ожидает и жидофашистов из

кремля Московского.., говорит Господь...)!


Сатанисты.., - жидофашисты - антисемиты,(проклятые Богом.., -

"ТАЛМУД"исты - жидофашисты, - из кремля Московского ,гос -

думы и руководства РПЦ МП, - беззакониями своими , -

навлекающин гнев Божий на евреев - детей Авраама...),востали

, - против ВСЕВЫШНЕГО, и дорвавшись, ( в России...), до

власти , -

посредством , преступной приватизации, захватили .., - не

только , все богатства земли , - но и незаконно завладели ,

всеми предприятиями, которые , - общими усилиями построил

народ..!


И теперь , жидооккупанты.., - продают народу , - природные

богатства - ( газ ГСМ И ДР...), украденные у народа..!

И народу , приходится быть .., - наёмным рабочим у

жидосиониста, на предриятиях , которые жидобандиты , - украли

у народа..!

А если , порабощенный народ .., - возвысит голос , - против

беззаконий жидооккупантов - ( называющих себя , - законной -

народом избранной властью...),требуя суда , - над

жидобандитами..!


Тогда , ( мнящие себя .., - "хозяевами земли русской"

...),жидобандиты , - из кремля Московского , по благословению

жидопророков из РПЦ МП - ( религии , - извратившей учение

Христово ...), называют, - обворованный жидами народ , -

преступником - агентом иностранного государства ..!


И травят народ .., - карателями - (судьями , прокурорами,

полицаями ...), и теми , - кто в сердце своём , отрёкся от

Бога от Родины , - и ради чинов и наград.., - предал Россию

на распятие, это уже , - преступники , пред Богом и народом

-

(КРОВЬ ИХ НА НИХ .., - ибо знают, что служат беззаконию , -

тем большие понесут осуждение..,говорит Господь...)!


Жидобандиты из кремля Московского.., - извращая правду,

заявляют , что у россиян , - нет повода для недовольства ,

россияне , процветают плодятся и разможаются..!

Единственное .., - что мешает россиянам , - наслаждатся своим

счастьем , это протестующие..!

Заполонили , ( понимаешь...), все улицы , - и мешают

россиянам , спокойно ходить и радоватся своему счастью.., -

утверждают жидооккупационные СМИ России..!


А В ЭТО ВРЕМЯ .., - банки ИНОСТРАННЫХ государств , -

"ЖИРЕЮТ" от богатств , - вывезенных жидооккупантами из России

"..!


А россияне .., - ели сводя концы с концами , - всем миром,

собирают на опирации детям , - страдающим тяжёлыми

болезнями..!


ЭТО .., - НЕСПРАВЕДЛИВО , - А ЗНАЧИТ , НЕЗАКОННО.., ГОВОРИТ

ГОСПОДЬ .., - БОГ, - СПРАВЕДЛИВЫЙ , НЕНАВИДЯЩИЙ

БЕЗЗАКОНИЕ..!


ВО - ИСТИНУ .., - БОГОУГОДНАЯ, А ЗНАЧИТ , - ЗАКОННАЯ -

НАРОДОМ ИЗБРАННАЯ ВЛАСТЬ , ЭТО ВЛАСТЬ , - КОТОРАЯ , ВО ВСЯКОМ

СЛОВЕ И ДЕЛЕ СВОЁМ , - ВНЕМАЕТ ВСЕВЫШНЕМУ..!


ЭТО ВЛАСТЬ .., - КОТОРАЯ , ВСЕ ТЯГОТЫ И ЛИШЕНИЯ ЖИЗНИ, -

РАЗДЕЛЯЕТ С НАРОДОМ..!


ПОДОБНО КАК .., - ХРИСТОС - ИСТИННЫЙ ГЛАВА ЦЕРКВИ БОЖИЕЙ.., -

(Еф.5:23) , ВСЕ ТЯГОТЫ И ЛИШЕНИЯ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ , - РАЗДЕЛЯЛ С

ТЕМИ ,- КОГО УЧИЛ..!

БОЛЬШИЙ ИЗ ВАС .., - ДА БУДЕТ СЛУГОЮ ВСЕМ.., ГОВОРИТ ГОСПОДЬ

.., - ИИСУС ХРИСТОС..!

Матф 23-11.

А , на гнилое.., - основание — (на беззаконие — на

преступную..,

— приватизацию, - проведённую жидооккупантами в России

…),сколько угодно , - можно нагромождать,

хороших

законов , постановлений , благих намерений , — инноваций ,

модернизаций и прочих.., » аций «..!

Но , всё равно .., — волею Божией ..,

ВСЯКОЕ РОСТЕНИЕ .., - КОТОРОЕ , НЕ БОГ, — НАСАДИЛ , (В СВОЁ

ВРЕМЯ...),БУДЕТ

ВЫРВАНО , - И ВЫБРОШЕНО НА ПОМОЙКУ ИСТОРИИ..!



Да, всякая власть от Бога..!(Рим.13, 1 - 5...)!

Но, Бог .., - не благословлял , - Саула, ( Богом помазанного

.., - царя Израильского ...), и , - его слуг, убивать , -

священников Божиих..!

(1Цар.22:12-19).


Бог, не благословлял.., - Гитлера , - сжигать людей в

крематории, - а Сталина , - уничтожать людей в лагерях..!

Бог, не благословлял.., - "ИГИЛовцев", грабитиь , убивать и

насиловать на захваченных ими землях..!


Бог, не благословлял.., - жидооккупантов - антисемитов, -

обманывать , обворовывать и уничтожать россиян, - миллионами

..!


ИБО, ВЛАСТЬ.., - УСТАНОВЛЕННАЯ БОГОМ , НЕ ВЫШЕ ЗАКОНА - (

СВЯТЫНИ БОЖИЕЙ.., - Рим.7:12...), УСТАНОВЛЕННОГО , -

БОГОМ,ПЕРЕД КОТОРЫМ , - ВСЕ РАВНЫ..!


Ибо НЕ СКАЗАНО..,(В СВЯЩЕННОМ — БИБЛЕЙСКОМ .., — КАНОНЕ —

ЗАКОНЕ , — ПО КОТОРОМУ .., — ГОСПОДЬ , — БОГ , СУДЬЯ ЖИВЫХ И

МЁРТВЫХ , — СУДИТ ЖИВУЩИХ НА ЗЕМЛЕ…),

НЕ СКАЗАНО..,

" СВЯТЫЕ ИКОНЫ " , "СВЯТЫЕ МОЩИ ",


НО, СКАЗАНО.., «ЗАКОН — ( КАНОН…) , — СВЯТ и ЗАПОВЕДЬ , ( в

том числе.., " не убивай ", " не кради " и др...), СВЯТА

и ПРАВЕДНА и ДОБРА» ..,

( наставляет Господь , — Церковь Свою , через брата нашего ,

– еврея правоверного — апостола Павла .., — Рим.
7:12…)!



ЗАКОН .., — ГОСПОДА , — БОГА, ТВОРЦА, — ВСЕГО СУЩЕГО , —

ЕСТЬ .. , — И..С..Т..И..Н..Н..А..Я.., — СВЯТЫНЯ БОЖИЯ..!


"Закон Господа совершен, укрепляет душу; откровение Господа

верно, умудряет простых.

Повеления Господа праведны, веселят сердце; заповедь Господа

светла, просвещает очи.

Страх Господень чист, пребывает вовек. Суды Господни истина,

все праведны;

они вожделеннее золота и даже множества золота чистого, слаще

меда и капель сота;

и раб Твой охраняется ими, в соблюдении их великая

награда"..!

(Пс.18:8-15).




А потому.., – всякое , ( ИНОЕ…), слово или дело

противоречащие, –

ИСТИННОЙ СВЯТЫНЕ , ЕСТЬ .., – ОСКВЕРНЕНИЕ, – СВЯТЫНИ

БОЖИЕЙ..!



И ВСЯКИЙ ЗАКОН.. , – ВОПРЕКИ ГОСПОДУ, – ЕСТЬ БЕЗЗАКОНИЕ

ПРЕД БОГОМ ..!

И ВСЯКИЙ СУД.. ,

– ВОПРЕКИ ГОСПОДУ, – ЕСТЬ САМОСУД ПРЕД БОГОМ..!



ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ..!


НО,Возомнившие.., - СЕБЯ, - богами , богопротивники -

антисемиты.., - засевшие , - в Кремле Московском , гос - думе

и РПЦ МП , ВОСТАЛИ ПРОТИВ БОГА,(НАПИСАЛИ СВОИ БОГОПРОТИВНЫЕ

ЗАКОНЫ И СУДЫ...), - И ВЕРШАТ КРИМИНАЛЬНЫЙ БЕСПРЕДЕЛ , ПО

ВСЕЙ РОССИИ..!

"А ПОТОМУ .., - ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК - ( ЦАРЬ , СЛУГА , БОГАЧ ИЛИ

БЕДНЯК...), НАРУШАЮЩИЙ ЗАКОН, - ЕСТЬ , ОСКВЕРНИТЕЛЬ СВЯТЫНИ

БОЖИЕ.., КРОВЬ ИХ, - НА НИХ" .., ГОВОРИТ ГОСПОДЬ..!



ЕСЛИ ТЫ .., — ВОСТАЛ ПРОТИВ БОГА — (СОТВОРИВШЕГО .., —

НЕБО И ЗЕМЛЮ И ВСЁ, — ЧТО НАПОЛНЯЕТ ИХ…),

И ПРОВОЗГЛАСИЛ СЕБЯ, — «ЦИВИЛИЗОВАННЫМ».., «СВЕТСКИМ — (

САТАНИНСКИМ , — НЕ ПРИЗНАЮЩИМ , — БОЖИИ ЗАКОНЫ И

СУДЫ…),ГОСУДАРСТВОМ , —

И НАПИСАЛ СВОИ — ( САТАНИНСКИЕ — ПРОТИВОРЕЧАЩИЕ , — СВЯТЫНЕ

БОЖИЕЙ…), —
ЗАКОНЫ И СУДЫ —

(ибо сатана.., — лжец и человекоубийца — Иоан.8,44.., первым

, — поставил под сомнение, — истинность слова

Божия..,»подлинно ли сказал Бог».., —
Бытие.3, 1…),

ЭТО.., — ВОВСЕ НЕ ЗНАЧИТ , ЧТО БОЖИИ ЗАКОНЫ И СУДЫ , —

УТРАТИЛИ ВЛАСТЬ НАД МИРОМ..!

ЭТО ЗНАЧИТ , ЧТО , ( ТЫ, ОБРЁЛ ПРОКЛЯТИЕ.., — ВТОР.28,15 —

68.., И…),У ТЕБЯ , — ВПЕРЕДИ .., — БОЛЬШИЕ ПРОБЛЕМЫ..!


ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ..!


НО,«Изгнали .., — пророков Моих из собраний своих, —

именующие

себя именем Моим, идут путями погибели»..!


ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ.., - Бог , - во - истиеу, Законодатель и

Судья живых и мёртвых..!


Но , у каждого .., - своё понимание , - справедливости -

законности ..говорит лукавый..!



Да , в мире .., - отвергшим Бога - лежащем во зле, -

погрязшем в беззаконии, не мало тех , у кого , - своё

понимание, справедливости - законности ..!



Но , не каждый , ( из тех, у кого , есть .., - своё ,

понимание справедливости - законности...) , - является Богом

, - Судьёй живыхи мёртвых - Гарантом закона жизни на земле -

о котором говорит Господь богачу попавшему в ад.. ,...

А потому не следует испытывать долготерпение Божие и

мудрствуя лукаво заниматься богопротивным законотворчеством

как ныне в оккупированной жидофашистами России - ( гос -

дума России.., - армия дармоедов ,проклятых Богом , - "сидит

на шее" у порабощенного народа и пишит законы беззакония , на

основании которых жидооккупанты , - безнаказанно угнетают и

грабят народ...)!

А ПОТОМУ.., ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ..,

ГОРЕ ТЕМ , КТО.., - УЗАКОНИЛ БЕЗЗАКОНИЕ , И НЕ СЛЕДУЕТ ЗАКОНУ

ВСЕВЫШЕГО, - ТОГО И МОЛИТВА МЕРЗОСТЬ..!

ГОРЕ .., - ЯЗЫЧНИКАМ И НЕВЕРНЫМ , - ОСКВЕРНЯЮЩИМ СВЯТЫНЮ.., -

НЕПОСЛУШАНИЕМ..!


КРОВЬ ИХ , - НА НИХ..!


"Я Господь, и нет иного; нет Бога кроме Меня..!

Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу

бедствия..!

Я, Господь, делаю все это..!

Кропите, небеса, свыше, и облака да проливают правду; да

раскроется земля и приносит спасение, и да произрастает

вместе правда. Я, Господь, творю это..!

Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из

черепков земных!

Скажет ли глина горшечнику: "что ты делаешь?" и твое дело

[скажет ли о тебе]: "у него нет рук..?"


Горе тому, кто говорит отцу: "зачем ты произвел [меня] на

свет?", а матери: "зачем ты родила [меня]..?"

Я создал землю и сотворил на ней человека; Я - Мои руки

распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я"..!

(Ис.45:5-14).


ТАК ГОВОРИТ ГОСПОДЬ.., - БОГ , - СУДЬЯ ЖИВЫХ И МЁРТВЫХ..!
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
Shalom - Free Jewish Dating
html clock бесплатные часы для сайта
Flag Counter  Заметки по eврейской истории Еврейские Знакомства :: JewishClub.com Покупки в Германии: авиабилеты, звонки, посылки, автомобили счетчик посещений LINK_ALT Объявления и сайты русской Германии Еврейский мир "ROT SCHILD" Вас приветствует! www.lirmann.io.ua